Как Учить Ребенка Говорить В 1 Год Комаровский

Содержание

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли на узи спутать мальчика с девочкой

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • Меню
  • Витамины
  • Сколько зубов
  • Подарки

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

Как быстро научить ребенка говорить

Каждой семье в радость, когда их ребенок, наконец, произносит «мама» и «папа»! Эти два простых и коротких слова дарят родителям настоящее счастье, и любому из нас хочется приблизить этот момент. Невозможно точно сказать, когда дети начинают разговаривать, ведь у каждого малыша это индивидуально. Однако для стимулирования развития речи малыша с ним нужно постоянно заниматься. Как научить ребенка говорить и когда ждать результата?

Как развивается речь у детей

Прежде чем переходить к теме более глобально, родителям необходимо знать стадии развития речи у детей. Все мы хотим быстро научить ребенка говорить, но против природы, как известно, не пойдешь, и малыш обучается речи последовательно. Существует всего несколько стадий развития, в частности:

  1. Первые осмысленные звуки от малыша мы можем услышать уже на втором-третьем месяце его жизни. Дети обращают внимание на каждый окружающий их звук и стараются им подражать. Примерно к 5-7 месяцам звуки будут произноситься уже более четко и ясно.
  2. Примерно в 9 месяцев вы уже сможете услышать первые короткие слова наподобие «мама», «папа». Эти слова имеют повторяющиеся звуки и обязательно что-либо обозначают для ребенка.
  3. В год малыш уже сможет осмысленно произносить простые слова, которых в его словарном запасе будет насчитываться до десяти.
  4. После года его словарный запас пополняется с огромной скоростью. Ребенок учится произносить пока еще простые слова, но их становится все больше и больше.
  5. Примерно в два года дети уже могут строить более-менее правильные предложения, склонять слова, правильно расставлять их.

Когда малыши учатся разговаривать, в первую очередь они стараются описывать предметы, которые их окружают, и собственные желания или какие-либо действия (разумеется, сначала в упрощенном варианте). Так, на первых порах машина для них – «би-би», собака – «ав-ав», а если ребенок, например, хочет кушать – вы узнаете об этом при помощи слогов «ам-ам», и т. д. Следом за ними идут местоимения, которые указывают на какой-либо предмет. Далее дети плавно переходят к глаголам и прилагательным, и словарный запас пополняется все активнее и активнее.

Каждому родителю хочется научить своего ребенка речи как можно быстрее, многие для этого используют различное обучающее видео, обращаются к специалистам, но не надо торопить события. Природа возьмет свое, а научить ребенка разговаривать можно и в домашних условиях. О том, как это сделать, мы поговорим далее.

Обучение малыша речи

Итак, если вы раздумываете, как научить ребенка говорить дома без обращения к специалисту, есть несколько правил, к которым нужно прислушаться. В них нет ничего сложного, но их соблюдение действительно важно в первую очередь для малыша. К этим правилам относятся:

  • разговоры с ребенком. Старайтесь общаться с ним как можно больше! Пусть он сначала и не будет понимать, что вы ему говорите, а будет улавливать исключительно звуки, он будет накапливать для себя всю вашу речь;
  • постарайтесь отказаться от пустышки как можно быстрее. Она отрицательно влияет на прикус, поэтому у малыша могут появляться проблемы с речью. Кроме того, по статистике, гораздо большее количество детей, которых отлучили от соски раньше, начинают говорить значительно ранее, нежели их ровесники;
  • избегайте искажения слов. Этот совет вам даст любой серьезный логопед. На первых порах ребенок впитывает все, как губка, и неправильное произношение слов для него поначалу – это вполне нормально. Но если вы будете коверкать слова, он может запомнить их именно так, как вы произносите. Отучить его от неправильного произношения в дальнейшем будет очень тяжело;
  • развить речь у детей вам поможет развитие моторики рук! Да, для того чтобы научить ребенка говорить, вам следует больше работать над развитием моторики, поскольку центры, ответственные за нее и за речь, расположены в мозгу рядом друг с другом. Чем больше вы будете играть с малышом, и развивать его ручки, тем быстрее он заговорит. Кроме того, старайтесь учить его и простым бытовым вещам, например, самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, это также способствует развитию;
  • не избегайте разговоров с малышом. Часто дети указывают родителям на какие-то вещи и пытаются произносить их названия. Старайтесь рассказать им как можно больше о том, что их интересует. Они будут запоминать это и стремится прорабатывать информацию в голове. При этом старайтесь выражаться теми словами, которые чаду знакомы. Стремление выучить как можно больше слов за короткий срок похвально, но нельзя перегружать ребенка информацией. Чем проще вы будете говорить с малышом, тем быстрее он запомнит и усвоит значение первых слов;
  • читайте детям как можно больше. Старайтесь выбирать наиболее яркие книжки, где много картинок. Для лучшего усвоения не выбирайте тяжелые книги, на первое время хватит и легких стишков, которые ребенку усвоить гораздо легче. Картинки способны стимулировать его воображение, а чтение позволит ему расширить словарный запас;
  • для развития связной речи втягивайте малыша в диалог, спрашивайте у него самые различные вещи, ведь чем больше вопросов вы будете ему задавать, тем проще ему учиться говорить связно и развивать именно речь, а не только расширять количество известных ему слов.

Научить детей речи не так трудно, как может показаться. Помимо описанных правил, существуют и различные упражнения, которые помогут малышу начать разговаривать рано и более связно. Однако помните, не стоит торопить природу и требовать от малыша невозможного.

Не думайте над вопросом «Как научить ребенка говорить?» в первые полгода его жизни. Со временем он обязательно научится, ваша задача лишь помочь ему в этом! Остальное за вас сделает сам малыш, главное – окружите его добротой, заботой и лаской, создайте все условия для развития, и тогда уже очень скоро ваше чадо скажет свои первые в жизни слова: «мама» и «папа»!

Каждому родителю хочется научить своего ребенка речи как можно быстрее, многие для этого используют различное обучающее видео, обращаются к специалистам, но не надо торопить события. Природа возьмет свое, а научить ребенка разговаривать можно и в домашних условиях. О том, как это сделать, мы поговорим далее.

Как научить ребенка говорить в 2 года: способы и методики обучения

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок достигает двухлетнего возраста, но либо совсем не умеет говорить, либо говорит настолько неразборчиво, что его понимает только мама, да и то с трудом. Насколько нормальна такая ситуация и есть ли повод обращаться за помощью к специалистам, беспокоятся многие родители. Хотя поколение бабушек утверждает, что все в порядке и нет повода для волнений.

Действительно, бытует мнение, что, если двухлетний ребенок не умеет говорить, да еще, если он мужского пола, то вообще заморачиваться не стоит. Мол мальчишки все лентяи и начинают говорить, когда сами того захотят. На эту тему даже существует несколько комичных анекдотов и забавных историй. Но когда в более старшем возрасте у такого ребенка возникают проблемы с произношением отдельных звуков, нарушением артикуляции, слабостью мышц речевого аппарата, многие родители «кусают локти», сокрушаясь, почему раньше не обратились к логопеду.

Почему дети в 2 года не умеют говорить, причины

В 2 года ребенок уже может общаться с близкими людьми на вербальном уровне. Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, прежде всего, носят социальный характер: с малышом мало или совсем не общаются, не развивают и не расширяют его словарный запас, не учат ориентироваться в окружающем пространстве. Чаще всего общение с младенцем сводится просто к уходу за ним. Существуют и психофизические причины: повреждения слухового и речевого аппарата, болезни головного мозга. В подобных случаях необходимо обратиться к врачам-специалистам.

Чем раньше родители малыша озадачатся проблемами развития речи, тем легче впоследствии будет взаимодействовать с ребенком в плане общения. Ведь на стадии своего внутриутробного развития дети уже могут реагировать на голоса родителей, обращенных к ним. Еще лучше, когда слова мамы и папы сопровождаются тактильными ощущениями: поглаживаниями, нежными поцелуями, легкими похлопываниями. Тогда после рождения ребенок будет реагировать на родные голоса, вслушиваться в речь взрослых.

Специалисты утверждают, что в 2 года ребенок должен уметь общаться фразой. Пусть фраза будет бытовая, максимально простая, содержать в себе указательные жесты (например, «мама, дай») и она должна сочетать в себе минимум два слова. Словарный запас к 2-м годам должен составлять 150-200 слов.

Есть еще одно явление, которое называется «речевой негативизм». Это когда дети просто не хотят общаться или учиться разговаривать в силу упрямства. Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить. Постарайтесь лучше чем-нибудь увлечь малыша, почитайте ему сказки, пословицы, прибаутки. Необходимо проявлять терпение. Даже если сын или дочь просто играют в комнате, а мама вслух читает книжку, на подсознательном уровне у них уже формируется запас слов.

Итак, выделим основные причины детского «молчания»:

  • не достаточное общение с малышом в семье;
  • не достаточное внимание, уделяемое ребенку в социальном плане;
  • нарушения слухового и речевого аппарата;
  • короткая уздечка, слабость мышц речевого аппарата;
  • неврологические причины, вызывающие задержку развития ребенка;
  • упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм».

Если в два года ребенок до сих пор не научился говорить, или разговаривает невнятно, стоит пересмотреть его питание. Возможно, малыш употребляет мягкую пищу, которая не способна тренировать мышцы речевого аппарата. Включите в его рацион больше свежих овощей, фруктов, сухариков, чтобы кроха учился грызть пищу и тщательно пережевывать.

Особенности формирования речи у детей

На втором году жизни ребенок учится ходить, самостоятельно познавать окружающий мир, общаться по своему желанию и необходимости. У детей начинает развиваться предметно-действенное мышление, на основе которого и формируется речь. Он уже не тот младенец, который без помощи родителей ничего не может сделать. Малыш активно и уверенно осваивает жизненное пространство мира взрослых.

В течение второго года жизни дети запоминают разные простые слова, которые еще не могут использовать в своей речи. Так формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Поскольку мышление ребенка в этом возрасте направлено на изучение конкретных предметов и действий с ними, то его разговорная речь будет состоять из существительных и глаголов. Малыш начинает составлять несложные предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов.

От пола ребенка тоже может зависеть то, насколько рано он начнет говорить. Первыми такие попытки обычно предпринимают девочки, у которых быстрее пополняется словарь, а именно обозначение предметов. Они долго учатся произносить фразы, однако, в речевом плане стараются походить на взрослых и повторять их интонацию. У мальчиков речь построена на названии действий. Они достаточно быстро начинают строить правильные в грамматическом смысле предложения.

Рекомендуем прочесть:  Какая должна быть степень зрелости плаценты перед родами

Критерии гармоничного формирования речи

Навыки разговорной речи ребенка формируются в семье, поэтому если родители немногословные люди и мало общаются друг с другом, то словарный запас малыша будет бедным. Чтобы его развитие не стояло на месте, необходимо придерживаться определенных критериев. Они помогут маленькому человеку научиться выражать свои мысли посредством общения.

  • Во-первых, спокойные и доверительные отношения между членами семьи: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности.
  • Во-вторых, он должен быть здоров, накормлен, достаточно активен, иметь готовность к общению.
  • В-третьих, целенаправленная деятельность родителей к формированию речи у ребенка – постоянные занятия с ним.

Педиатр Евгений Комаровский считает, что ситуация, когда двухлетнего ребенка способна понимать только мама, совершенно нормальна. И нет повода начинать лечение крохи. Однако важно понимать, что речь маленьких детей, особенно тех, кто достиг двухлетнего возраста, должна совершенствоваться. Если ребенок в 2,5 года продолжает говорить также, как и в 2, эта ситуация является неправильной и недопустимой. И это уже повод принимать какие-либо меры.

Способы и методики обучения ребенка 2 лет умению говорить

Основной вид деятельности для детей младшего дошкольного возраста – это игра, где даже застенчивые малыши легко могут раскрыться. Игра-учеба, игра-занятие не займет у родителей много времени. Ребенок возраста 2-х лет не может долго сосредотачиваться на одном предмете. Через 10-15 минут подобного занятия ему просто станет скучно, и он начнет баловаться. Как же лучше всего развивать малыша? Для начала необходимо выбрать правильное время, когда его активность более высокая. Это рекомендуется делать утром после завтрака и гигиенических процедур, а также во второй половине дня после дневного сна.

Занятия могут быть следующими.

  1. Одеваем куклу, укладываем ее спать, выкупаем ее в ванной, кукла собирается в гости и т.п. Нужно обсуждать все действия вместе с ребенком. Так, принимая в этом непосредственное участие, он будет учиться говорить и повторять за старшими.
  2. Рассмотреть и описать игрушку, что с ней можно сделать. Взрослые в процессе общения с ребенком обязательно комментируют, что делают и как они играют с тем или иным предметом. Побуждают малыша задавать вопросы и стимулируют его отвечать на них. В случае, если тот в замешательстве, родители помогают ему сформулировать мысль.
  3. «Зоопарк» − простая сюжетная игра, где много плюшевых зверей, которых надо покормить, погулять с ними и т.п. «Путешествие по комнате» − еще одна забавная аналогичная игра, в которой можно ехать на машине, гулять в роще, плавать в реке. Одним словом, стоит обыграть любую ситуацию: подражать голосу животных, мотору машины («гав-гав», «мяу-мяу», «би-би») – воспроизводить звуки.
  4. Речь ребенка связана с его мыслительными процессами. Чтобы ребенок работал мозгами, можно совместно рассматривать книги с картинками, узнавать и называть по именам персонажей, отвечать на простые вопросы о них. Все эти приемы способствуют развитию речевого аппарата.
  5. В своих занятиях очень хорошо использовать народное творчество: считалки, потешки, песенки, загадки, пословицы. Вместе с малышом проговаривать их, стараться заучивать наизусть. При этом важно, чтобы ребенок видел четкую артикуляцию губ мамы или папы, когда они проводят такие занятия.

В течение дня, общаясь с ребенком, давайте ему несложные поручения, побуждая исполнять их, обговаривая по мере необходимости каждое действие ребенка. Если родители будут выполнять все эти легкие рекомендации, то впоследствии у них не возникнет сложностей с формированием речи у своего малыша.

Помочь ребенку скорее освоить разговорную речь какой-либо «волшебной пилюлей» нельзя. Чтобы ребенок быстрее начал разговаривать, при этом чтобы его речь становилась внятной и правильной, с ним необходимо регулярно заниматься. Занятия необходимо проводить в игровой форме, чтобы кроха не уставал слишком быстро и не терял интерес к подобным занятиям.

Советы и рекомендации логопеда

Если ребенок в 2 года все понимает, физически и психически здоров, но не разговаривает, родителям есть над чем задуматься, а иногда обратиться к логопеду. В последнее время врачи отмечают, что в основном проблемы с речевым аппаратом присутствуют у тех детей, которые имеют плохой аппетит и отказываются от твердой пищи. Причиной этого являются плохо развитые челюстные мышцы. Такому ребенку рекомендуют давать подсушенные сухарики, приучать его к фруктам и овощам. В целях тренировки мышц можно купить ребенку воздушные шарики, чтобы он их сам надувал.

Также нужно развивать мелкую моторику пальцев рук: покупаются карандаши и фломастеры с ребристой поверхностью, застегивание пуговиц, нажимание на кнопочки игрушечного мобильного телефона. Надо лепить с ним из пластилина, приобрести специальные ножницы с тупыми концами, чтобы ребенок учился вырезать разные фигурки из бумаги.

Правильное речевое дыхание тоже является залогом четкой и чистой речи. Это все достигается через специальные игры. Конечно, многое в правильном развитии речи зависит от родителей, от того, насколько часто они сами занимаются с ребенком. Малыш должен бывать в компании своих ровесников. Взаимодействуя с другими детьми, он быстрее научится говорить.

Если речь ребенка понимают близкие родственники и его речь совершенствуется, хоть и медленными темпами, то необходимости прибегать к помощи специалистов до достижения крохой трехлетнего возраста нет. В других ситуациях и после трех лет ребенку необходима помощь логопеда-психолога.

Выводы, заключение

Таким образом, гармоничное формирование речи детей возраста 2-х лет зависит от окружающих его взрослых, а также от их деятельности. Близкие люди должны разговаривать с ребенком, объясняя ему все и показывая. Даже на подсознательном уровне малыши будут усваивать те ценности, которыми живут их родители. Поэтому в первую очередь обратите внимание на свое обращение и разговоры с родными. Часто ли вы ссоритесь, ругаетесь при ребенке, который все видит и запоминает. Старайтесь создать доброжелательную атмосферу в доме, так подросшему ребенку будет комфортно в психологическом плане, и он быстрее заговорит.

Используйте весь свой потенциал. Если требуется медицинская помощь, прибегайте к ней, пока не упущено время. Не стоит ждать, когда малыш заговорит сам и можно будет заняться его дальнейшим развитием. Постоянные занятия, имеющие определенную систему, внимание к сыну или дочери, участие в их делах и терпение в сложных ситуациях – непременные спутники родителей в воспитании детей и создании из них полноценной личности со своими убеждениями и взглядами на жизнь.

Если речь ребенка понимают близкие родственники и его речь совершенствуется, хоть и медленными темпами, то необходимости прибегать к помощи специалистов до достижения крохой трехлетнего возраста нет. В других ситуациях и после трех лет ребенку необходима помощь логопеда-психолога.

Как научить ребенка говорить в 1, 5 года? (по Комаровскому)

Как быстро научить ребенка говорить

Каждой семье в радость, когда их ребенок, наконец, произносит «мама» и «папа»! Эти два простых и коротких слова дарят родителям настоящее счастье, и любому из нас хочется приблизить этот момент. Невозможно точно сказать, когда дети начинают разговаривать, ведь у каждого малыша это индивидуально. Однако для стимулирования развития речи малыша с ним нужно постоянно заниматься. Как научить ребенка говорить и когда ждать результата?

Как развивается речь у детей

Прежде чем переходить к теме более глобально, родителям необходимо знать стадии развития речи у детей. Все мы хотим быстро научить ребенка говорить, но против природы, как известно, не пойдешь, и малыш обучается речи последовательно. Существует всего несколько стадий развития, в частности:

  1. Первые осмысленные звуки от малыша мы можем услышать уже на втором-третьем месяце его жизни. Дети обращают внимание на каждый окружающий их звук и стараются им подражать. Примерно к 5-7 месяцам звуки будут произноситься уже более четко и ясно.
  2. Примерно в 9 месяцев вы уже сможете услышать первые короткие слова наподобие «мама», «папа». Эти слова имеют повторяющиеся звуки и обязательно что-либо обозначают для ребенка.
  3. В год малыш уже сможет осмысленно произносить простые слова, которых в его словарном запасе будет насчитываться до десяти.
  4. После года его словарный запас пополняется с огромной скоростью. Ребенок учится произносить пока еще простые слова, но их становится все больше и больше.
  5. Примерно в два года дети уже могут строить более-менее правильные предложения, склонять слова, правильно расставлять их.

Когда малыши учатся разговаривать, в первую очередь они стараются описывать предметы, которые их окружают, и собственные желания или какие-либо действия (разумеется, сначала в упрощенном варианте). Так, на первых порах машина для них – «би-би», собака – «ав-ав», а если ребенок, например, хочет кушать – вы узнаете об этом при помощи слогов «ам-ам», и т. д. Следом за ними идут местоимения, которые указывают на какой-либо предмет. Далее дети плавно переходят к глаголам и прилагательным, и словарный запас пополняется все активнее и активнее.

Каждому родителю хочется научить своего ребенка речи как можно быстрее, многие для этого используют различное обучающее видео, обращаются к специалистам, но не надо торопить события. Природа возьмет свое, а научить ребенка разговаривать можно и в домашних условиях. О том, как это сделать, мы поговорим далее.

Обучение малыша речи

Итак, если вы раздумываете, как научить ребенка говорить дома без обращения к специалисту, есть несколько правил, к которым нужно прислушаться. В них нет ничего сложного, но их соблюдение действительно важно в первую очередь для малыша. К этим правилам относятся:

  • разговоры с ребенком. Старайтесь общаться с ним как можно больше! Пусть он сначала и не будет понимать, что вы ему говорите, а будет улавливать исключительно звуки, он будет накапливать для себя всю вашу речь;
  • постарайтесь отказаться от пустышки как можно быстрее. Она отрицательно влияет на прикус, поэтому у малыша могут появляться проблемы с речью. Кроме того, по статистике, гораздо большее количество детей, которых отлучили от соски раньше, начинают говорить значительно ранее, нежели их ровесники;
  • избегайте искажения слов. Этот совет вам даст любой серьезный логопед. На первых порах ребенок впитывает все, как губка, и неправильное произношение слов для него поначалу – это вполне нормально. Но если вы будете коверкать слова, он может запомнить их именно так, как вы произносите. Отучить его от неправильного произношения в дальнейшем будет очень тяжело;
  • развить речь у детей вам поможет развитие моторики рук! Да, для того чтобы научить ребенка говорить, вам следует больше работать над развитием моторики, поскольку центры, ответственные за нее и за речь, расположены в мозгу рядом друг с другом. Чем больше вы будете играть с малышом, и развивать его ручки, тем быстрее он заговорит. Кроме того, старайтесь учить его и простым бытовым вещам, например, самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, это также способствует развитию;
  • не избегайте разговоров с малышом. Часто дети указывают родителям на какие-то вещи и пытаются произносить их названия. Старайтесь рассказать им как можно больше о том, что их интересует. Они будут запоминать это и стремится прорабатывать информацию в голове. При этом старайтесь выражаться теми словами, которые чаду знакомы. Стремление выучить как можно больше слов за короткий срок похвально, но нельзя перегружать ребенка информацией. Чем проще вы будете говорить с малышом, тем быстрее он запомнит и усвоит значение первых слов;
  • читайте детям как можно больше. Старайтесь выбирать наиболее яркие книжки, где много картинок. Для лучшего усвоения не выбирайте тяжелые книги, на первое время хватит и легких стишков, которые ребенку усвоить гораздо легче. Картинки способны стимулировать его воображение, а чтение позволит ему расширить словарный запас;
  • для развития связной речи втягивайте малыша в диалог, спрашивайте у него самые различные вещи, ведь чем больше вопросов вы будете ему задавать, тем проще ему учиться говорить связно и развивать именно речь, а не только расширять количество известных ему слов.
Рекомендуем прочесть:  В 30 недель сколько весит плод

Научить детей речи не так трудно, как может показаться. Помимо описанных правил, существуют и различные упражнения, которые помогут малышу начать разговаривать рано и более связно. Однако помните, не стоит торопить природу и требовать от малыша невозможного.

Не думайте над вопросом «Как научить ребенка говорить?» в первые полгода его жизни. Со временем он обязательно научится, ваша задача лишь помочь ему в этом! Остальное за вас сделает сам малыш, главное – окружите его добротой, заботой и лаской, создайте все условия для развития, и тогда уже очень скоро ваше чадо скажет свои первые в жизни слова: «мама» и «папа»!

Каждой семье в радость, когда их ребенок, наконец, произносит «мама» и «папа»! Эти два простых и коротких слова дарят родителям настоящее счастье, и любому из нас хочется приблизить этот момент. Невозможно точно сказать, когда дети начинают разговаривать, ведь у каждого малыша это индивидуально. Однако для стимулирования развития речи малыша с ним нужно постоянно заниматься. Как научить ребенка говорить и когда ждать результата?

Когда дети начинают разговаривать и что делать, если ребенок не говорит в 3 года: полезные советы детского доктора Комаровского

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Узнайте инструкцию по применению препарата Аквалор Беби для новорожденных.

О симптомах и лечении аллергии на клубнику у ребенка прочтите в этой статье.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Полезные советы родителям

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

Узнайте об отклонениях и норме количества лимфоцитов в крови у ребенка.

О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано на этой странице.

Полезные советы:

  • при недостатке общения родители должны пересмотреть отношения с малышом, понять, что ребёнку в любом возрасте требуется не только еда и уход, но и внимание, общение, возможность поделиться радостью и бедой;
  • телевизор, компьютер должны отойти на второй план. Не отбирайте гаджеты, старайтесь, чтобы с вами было интереснее, чем с виртуальным другом;
  • больше читайте книжек, обсуждайте различные темы, вместе изучайте окружающий мир. Водите карапуза в зоопарк, детский игровой центр, парк отдыха;
  • отличное решение – совместные занятия. Совершайте вылазки на природу, готовьте вместе несложные блюда. Логопеды и психологи рекомендуют развивающие игры для детей 2–3 лет;
  • учите скороговорки, короткие стихи, сочиняйте истории, приглашайте продолжить рассказ. Никогда не смейтесь над его версией: малыш вновь замолчит;
  • придумывайте игры, в которых нужно подобрать рифму к слову (Ёжик – Ножик, Мушка – Кружка, Рыбка – Улыбка и так далее). Предложите произнести слово, отличающееся одной буквой, например, Зайка – Майка, Рот – Кот, ноГа – НоРа;
  • просите окончить фразу. Мама: «На ужин я приготовлю ….». Малыш: «Кашу (котлету, сырники)». Другой вариант: «Сегодня мы идём….». Малыш: «В зоопарк (на прогулку, в гости к бабушке, на детскую площадку)»;
  • развитие мелкой моторики. Пользу приносят упражнения для активизации речевого центра в головном мозге. Подходящие занятия: перебирать пальчиками макаронные изделия, сортировать крупу, завязывать/развязывать шнурки, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и солёного теста;
  • общение с малышами на детской площадке. Чаще водите «молчуна» в песочницу, детский парк, игровой центр. Среди сверстников ваш малыш будет меньше стесняться, от развлечений появятся яркие эмоции, захочется поделиться радостью, рассказать о впечатлениях.

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.
Ссылка на основную публикацию