Памятка Для Родителей Кризис 3 Х Лет

Памятка для родителей «Кризис 3 лет»

Опубликовано: 23:06:39 04-12-2015

О кризисе 3 лет (Рекомендации родителям детей 2,5 — 3,5 летнего возраста)

Знание о психологии ребенка 3 лет очень важная информация для родителей. От правильного поведения родителей в этот период развития зависит благополучный прогноз эмоционального и психического здоровья ребенка.

У детей раннего детства стремительно нарастает тенденция к самосотоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах «Я сам!», которые и являются свидетельством кризиса 3-х лет.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
  2. Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
  3. Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  4. Своеволие . Стремится все делать сам.
  5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
  6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам» . Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность» (Э.Эриксон).

Если ребенок часто устраивает истерики?

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему?

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Кризис 3-х лет

Рекомендуем прочесть:  На Какой Неделе Можно Почувствовать Шевеление Малыша

К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.

Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.

Что могут сделать родители?

Ивлева И.А., Младик И.Ю., Сафуанова О.В. «Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)», Москва: «Генезис», 2009 г.

Прежде всего, не считайте ребенка «избалованным», «испорченным» («Кто же из него вырастет, если он уже сейчас такой?!»), помните о том, что это естественный этап его развития.
Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период.

Основные проявления кризиса

Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
Протест-бунт и деспотизм проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 — жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в «Наоборот»: я тебе скажу — не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.

Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка. Задавшись целью пополнить копилку идей, вы непременно найдете, у кого поучиться!

Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.

Памятка родителям кризис 3-х лет

Название Памятка родителям кризис 3-х лет
Дата конвертации 19.03.2013
Размер 17.83 Kb.
Тип Памятка

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается

примерно с 18 месяцев;

Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);

Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
Что могут сделать родители:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Однако: В любой ситуации проявляйте терпимость и понимание к ребенку. Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом»

СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

примерно с 18 месяцев;

Материал по теме:
Памятка для родителей «Рекомендации в период кризиса 3-х лет»

Рекомендации в период кризиса 3-х лет

Вложение Размер
pamyatka_rekomendaciy_dlya_roditeley_kriz_3h_let.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать родителям, чтобы помочь

ребенку пережить кризис 3х лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  1. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь

(по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь,

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

но малышка не оценит Вашего стремления, скорее сего

она будет громко сопротивляться.

  1. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,

проверяя по несколько раз в день – действительно ли то,

что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите

твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на

улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно

быть слишком много. Этой линии поведения должны

придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  1. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет

за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне

эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).

  1. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша

на что – нибудь нейтральное.

  1. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять,

что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш

успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в

спокойное безлюдное место.

  1. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте,

посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка

хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть

можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.

  1. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,

какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все

сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как

с человеком, мнение которого Вам интересно.

  1. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

заплаканный, упрямый, капризный.

Что делать родителям, чтобы помочь

ребенку пережить кризис 3х лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  1. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь

(по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь,

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

но малышка не оценит Вашего стремления, скорее сего

она будет громко сопротивляться.

  1. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,

проверяя по несколько раз в день – действительно ли то,

что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите

твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на

улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно

быть слишком много. Этой линии поведения должны

придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  1. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет

за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне

эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).

  1. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша

на что – нибудь нейтральное.

  1. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять,

что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш

успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в

спокойное безлюдное место.

  1. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте,

посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка

хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть

можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.

  1. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,

какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все

сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как

с человеком, мнение которого Вам интересно.

  1. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

Кризис 3-х лет (памятка для родителей)

Алёна Михайловна Москалёва
Кризис 3-х лет (памятка для родителей)

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наи-более трудных моментов в жизни ребенка. Это — разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения.

Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и актив-ности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис трех лет имеет определенные характеристики.

Негативизм. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив — сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непос-редственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а от-ношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне си-туации, данной ребенку. Негативизм — кризисное явление, которое должно исчез-нуть со временем.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос

лым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определя-ет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся об-стоятельствах ребенок не может. Упрямство — не настойчивость, с которой он до-бивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желанииях, и недо-волен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответст-вует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте — бунте. В семье с единственным ребенком может по-явиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает рев-ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетер-пимого отношения к другим детям.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т. п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отно-

шение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем — в подростковом возрасте.

Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет» Кризис 3лет- граница между ранним и дошкольным возрастом- один из наиболее трудных моментов ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы.

Возрастные кризисы ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗГЛЯДЫ Многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный.

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наи-более трудных моментов в жизни ребенка. Это — разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения.

Ссылка на основную публикацию