В Три Года Что Должен Уметь Ребенок

Содержание

Что должен знать и уметь делать ребенок
к 3 годам?

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

отгадывает загадки;

слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

знать последовательность раздевания и складывания одежды;

замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

ребенок называет других по имени;

ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

«в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

Понравилась страничка? Нажмите кнопку «Нравится» или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

«в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

В 3 года что должен уметь ребенок? Что должен знать ребенок в 3 года?

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

Особенности возраста

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу в 3 года, что должен уметь ребенок, и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

Основа познавательной активности

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью. Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

Навыки самообслуживания

Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

К трем годам ребенок должен уметь:

  • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
  • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
  • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
  • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.
Рекомендуем прочесть:  Ребенок родился на 29 неделе беременности

Социальная сфера

Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.

  • В этом возрасте малыш ощущает потребность в совместных играх, пытается найти себе партнеров со схожими интересами.
  • Возникает желание играть не просто рядом с детками, а вместе с ними, выполнять одну задачу, соблюдая установленные правила.
  • Ребенок обращается к окружающим по имени.
  • Малыш осознает опасность и избегает трудных ситуаций.
  • Ребенок может представить то, о чем ему рассказывают взрослые, рисует образы в подсознании.
  • К достижению трехлетнего возраста дети уже начинают анализировать собственные поступки и последствия, к которым они могут привести.

З года – кризисный период

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

  • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
  • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
  • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
  • Находить несколько отличий между предметами.
  • Запоминать несколько картинок.
  • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
  • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
  • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Существуют нормы того, что должен уметь ребенок в 3-3,5 года, которые характеризуют степень развития мышления:

  • Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
  • Выкладывать небольшие пазлы.
  • Проводить аналогии между предметами и явлениями.
  • С легкостью осваивать игры-вкладыши.

Математика

  • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
  • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.
  • Правильно отвечать на вопросы.
  • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
  • Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика

Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:

  • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
  • Изображать простейшие явления.

Окружающий мир

  • Называть свое имя.
  • Знать людей из ближайшего окружения.
  • Находить предметы повседневного использования.
  • Знать основные цвета.
  • Различать элементы и детали предметов.

Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

3 года – важный этап

Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Что должен уметь и знать ребенок в три года?

Вы отметили третий день рожденья своего чада? Поздравляем! С этих пор вы просто не имеете права пребывать в плохом духе, вести пассивный образ жизни, отчаиваться по пустякам. Ребенок в три года становится любознательным, он активно задает вопросы на разные темы, ведь ему интересно знать все обо всем. Но если развитие вашего чада немного отличается от общепринятых норм, представленных в этой статье, не отчаивайтесь – каждый малыш индивидуален, и совсем не обязательно, чтобы ваш малыш знал все то, что знают и умеют дети ваших подруг или знакомых. Так что должен уметь ребенок в три года при нормальном развитии?

Физические достижения

Ребенок в три года должен уметь не только ползать, сидеть, ходить и вставать. Физическое развитие этого возраста предполагает умение:

  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге или прохаживаясь на носочках;
  • без помощи взрослых подниматься/спускаться по лестнице, чередуя ноги;
  • перепрыгивать через препятствия небольшой высоты;
  • спрыгивать со ступенек;
  • хорошо бегать;
  • ловить/бросать предметы;
  • ездить на трехколесном велосипеде;
  • подниматься на горку и спускаться с нее;
  • бить ногой по мячу (сначала одной, а потом другой);
  • ходить задом наперед;
  • кувыркаться вперед/назад.

Ребенок в три года очень активен, энергичен, подвижен. Он прекрасно контролирует свои движения, его координация уже развита окончательно. Очень важно в этот период энергичность малыша направить в нужную степь: можно сдать кроху в секцию, где он будет развиваться физически. Не стоит сидеть дома! Позвольте ребенку больше времени проводить на улице за активными играми – это очень полезно для его развития, играйте с ним в мяч, водите в бассейн, катайтесь на велосипедах, толокарах или самокатах.

Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка

В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад. Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме. В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:

  1. Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
  2. Подражает взрослым.
  3. С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
  4. Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
  5. Его эмоции выражаются осознанно.
  6. Умеет контролировать свои эмоции.
  7. Активно фантазирует, придумывает различные истории.

Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание. Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом. Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.

Развитие речи

Ребенок в три года уже должен уметь хорошо разговаривать, причем в его словарном запасе обычно содержится до 1,5 тыс. слов, 500-600 из которых он использует активно. У детей в три года может наблюдаться недоразвитие речи, когда малыш заменяет одни звуки на другие (чаще не выговариваются шипящие звуки и звук [р]). Итак, ребенок в три года должен уметь:

  • правильно называть собственное ФИО, имена родителей, родных, близких;
  • правильно использует предлоги, составляет предложения из 5-6 слов;
  • хорошо запоминает четверостишья, может рассказать стих по памяти, пересказывает небольшие отрывки прозы;
  • знакомые предметы знает по названиям, узнает и называет их;
  • ребенок должен уметь сочинять описание по картинке длиной в 5 связных предложений;
  • может употреблять слова в единственном и множественном числах;
  • различает антонимы, знает их значение;
  • вступает в беседу, отвечает на заданные ему вопросы;
  • интересуется различными явлениями (дождь, туман, снег) и действиями животных, людей, задавая вопросы «что?», «почему?», «зачем?» и т.д.;
  • называет знакомые цвета;
  • понимает понятия разные-одинаковые;
  • сортирует объекту по характеристикам, называя их.

Включите вашему ребенку поучительную сказку Снежная королева Г.Х. Андерсона, она прекрасно подойдет для детей в возрасте от 3-х лет, перейти к аудиосказке.

В разделе, посвященному рисованию для детей, вы найдете множество уроков для детей от 3 лет — https://jliza.ru/risovanie-dlya-detej/.

Детский журнал JLiza содержит большое количество информации для детей 3 лет. Читайте тут — https://jliza.ru/journal-jliza/.

Разговаривать ребенок учится на примере своих родных – чем больше и отчетливей взрослые будут общаться с малышом, тем отчетливей и обдуманней будет его речь. Поэтому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, необходимо читать ему книги, разучивать с ним небольшие стишки или песенки, рассматривать картинки животных, явления природы или другие предметы, описывая их. Например, после очередного похода на прогулку или поездки в развлекательный центр обязательно поинтересуйтесь у малыша, что ему больше понравилось, почему он так решил. Пусть кроха делится своими эмоциями и впечатлениями – это благотворно скажется на речевом развитии.

Развитие мыслительных процессов

Ребенок в три года очень любознателен. Он интересуется всем, что хоть как-то зацепило его внимание. В этом возрасте малыш должен знать, чем отличаются предметы, какой формы, цвета они могут быть и т.д. Он бесконечно задает вопросы о том, куда уходит солнце ночью, почему появляется радуга, почему самолеты летают, а корабли плавают, почему кошки не любят купаться… Все вопросы трехлетнего ребенка не должны оставаться без ответов – постарайтесь удовлетворить детское любопытство любым способом: наглядностью, рассказом, чтением соответствующей литературы, показом мультфильма. Если на какой-то вопрос вы затрудняетесь ответить, предложите крохе отыскать его в энциклопедии или в Интернете.

Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:

  1. Ребенок в три года способен выстраивать простейшие логические цепочки.
  2. Он должен уметь сравнивать картинки, находить их схожесть и отличия.
  3. Должен знать, как собирать пазлы из 6-8 деталей, разноуровневую пирамидку, башню из кубиков.
  4. Должен знать счет до 5, уметь различать 10 цветов, определяет количественное значение один-много.
  5. Знает названия овощей, фруктов, геометрических фигур, транспорта, времен года и прочее.
  6. В поле зрения удерживает 3 предмета.
  7. С легкостью запоминает простые стихи, вспоминает, что происходило вчера.
  8. Любит рисовать.
  9. Мыслит творчески, фантазирует.

Взрослея, малыш все больше становится неординарным, творческим. Необходимо поддерживать в нем эти особенности. Занимайтесь с ним лепкой, аппликациями, прогуливаясь по парку (лесу, набережной), собирайте красивые листочки, камушки, желуди, шишки, делайте из них поделки. Таким образом вы поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и его аналитическому мышлению.

Развитие навыков бытового характера

Ребенок в три года уже может разговаривать, а значит, он может объяснить, что он хочет и что ему необходимо. Но чаще всего трехлетние сорванцы пытаются делать все сами: одеваться, чистить зубы, завязывать шнурки, мести пол, мыть посуду. И хоть не всегда у них это получается идеально, не стоит спешить брать инициативу в свои руки – если ребенок не будет справляться, он попросит о помощи сам.

В целом ребенок в три года должен уметь:

  • одеваться без помощи взрослых, различая левую/правую сторону и заднюю/переднюю часть одежды;
  • умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • расстегивать/застегивать пуговицы, молнию, кнопки;
  • складывать свою одежду и убирать ее в шкаф;
  • убирать свои игрушки, аккуратно расставляя по местам;
  • самостоятельно вытирать платком нос или ли салфеткой;
  • мыть руки перед едой, самостоятельно вытираясь полотенцем;
  • аккуратно есть ложкой или вилкой;
  • пить из чашки.

Дополнительно ребенка в три года нужно приучать к работе по дому – доверьте крохе опрыскать цветы, вытереть пыль, расставить посуду к обеду, разложить салфетки на стол или сложить белье. Учите малыша завязывать шнурки, собирать вещи в детский сад самостоятельно, относить грязное белье в корзину. Любое действие нужно поощрять. Больше хвалите свое чадо за помощь, и тогда в будущем он с удовольствием будет приниматься за любую домашнюю работу.

Что может стать поводом для беспокойства?

Конечно, не обязательно трехлетний ребенок должен обладать всеми перечисленными навыками – кое-что он может не знать или не уметь, это допустимо нормами развития. Однако эти признаки должны насторожить взрослых:

  • ребенок невнятно и непонятно разговаривает, глотает слова или их окончания, мямлит;
  • у малыша наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кроха не одевается самостоятельно, не может держать ложку и справлять нужду без сторонней помощи;
  • малыш не умеет бросать мяч, прыгать, плохо ходит;
  • простая логическая цепочка непонятна для ребенка, ему неизвестны основные понятия, он не умеет строить башню из кубиков;
  • малыш боится новых знакомств, не идет на контакт с другими детьми, постоянно нуждается в присутствии родителей;
  • истерит по любому поводу, не узнает родных, не идет на зрительный контакт;
  • малыш раздражителен, тревожен.

Подобные признаки могут говорить о недостаточном развитии ребенка. Более точную формулировку состояния малыша подскажет врач, которому нужно будет его показать, причем сделать это рекомендуется незамедлительно. После консультации и определенной терапии ваш ребенок начнет развиваться так, как и другие дети. Ну а если ваш малыш просто ленится выполнять какие-то действия, то со временем эта лень пройдет, и нормальное развитие крохи восстановится.

Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:

Что должен уметь ребенок в 3 года

  • Что должен уметь ребенок в 3 года
  • Какие требования предъявляют к ребенку в детском саду
  • Как воспитывать ребенка 3 лет

Основные навыки трехлетнего малыша

В плане физического развития ребенок к трем годам должен обладать достаточно уверенной координацией тела. С помощью взрослых малыш осваивает и более сложные навыки: самостоятельно ест, одевается и раздевается.

Смело привлекайте трехлетку к домашней работе, доверяйте ему несложные поручения. В этом возрасте дети копируют родителей, поэтому пользуйтесь моментом и приучайте кроху к труду.

В три года у ребенка должны быть определенные представления об окружающем его мире. В этом возрасте уже желательно знать и называть разных животных, части тела, время года и суток (день, ночь), некоторые овощи и фрукты, а также шесть основных цветов. Ребенок владеет понятиями «одежда», «мебель», «фрукты», «овощи» и другими, хотя еще ошибается в классификациях.

Ребенок в три года обычно уже различает простые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб). Малыш хорошо справляется с сортером, быстро и правильно собирает разные пирамидки и крупные пазлы, а из конструктора и кубиков строит простые фигуры.

Он уже может найти связь между явлениями и предметами, объединять их по простым признакам. Например, дерево растет в лесу, снег идет зимой, машина едет по дороге. Кроме того, он может найти лишний предмет из представленных, определить сходства и различия между вещами.

Развитие речи у ребенка в 3 года

Развитие речи является одним из основных этапов становления личности. Трехлетний малыш должен знать и называть свое имя и фамилию, возраст, имена ближайших родственников и воспитателей детского сада (если ребенок его посещает).

Словарный запас ребенка приближается к 300 словам. Он употребляет местоимения, строит предложения с глаголами, существительными и прилагательными и правильно пользуется предлогами «за», «на», «под», «в».

Важно поощрять успехи в развитии речи. Рекомендуется много разговаривать с ребенком, читать ему и петь вместе детские песенки. Нужно постараться говорить с крохой без лишнего сюсюканья, он должен слышать правильную речь.

В норме ребенок должен уже вполне связно рассказывать о событиях, которые с ним произошли за день. Трехлетке уже по силам заучивать небольшие детские стихотворения (четверостишия), песенки и считалочки.

Однако стоит помнить, что все дети разные и развиваются не равномерно. Не нужно паниковать, если ребенок не освоил некоторые навыки. Со временем и помощью родителей и воспитателей (если нет серьезных отклонений в развитии) малыш догонит своих сверстников.

Он уже может найти связь между явлениями и предметами, объединять их по простым признакам. Например, дерево растет в лесу, снег идет зимой, машина едет по дороге. Кроме того, он может найти лишний предмет из представленных, определить сходства и различия между вещами.

Что должен уметь ребенок в 3 года. Подробное описание физического и эмоционального развития ребенка в 3 года.

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

Ссылка на основную публикацию