Игры Никитина Развивающие Для Детей Сделать Своими Руками

Развивающие игры Никитина

О роли развивающих игр для раннего развития интеллекта ребёнка. Как развивать ребенка через игру.

Никитин не без оснований считал, что игрушки, игры так или иначе «моделируют саму жизнь». Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, реализуются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

К примеру, что чаще всего покупают для дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины — уменьшенные модели того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело в будущем. Никто не будет спорить, что такая подготовка — дело хорошее. Плохо то, что чаще всего круг игр для девочек этим и ограничивается.

По мнению Никитина, у мальчиков возможностей больше: управляемые и инерционные машины, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, способствующие умственному развитию и пр.

Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и со временем усложняться. Для этого Никитин и разработал ряд игр, которые могут быть интересны как 2—3-летнему малышу, так и 16-лет- нему подростку, а некоторые могут оказаться трудными даже для взрослых. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь начиная с пеленок. Чем они хороши? Широким диапазоном трудности (от простого к сложному), разными способами подачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.

Помимо опережающих условий развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем малыш может заниматься самостоятельно. Так вполне естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом не рекомендуется ему подсказывать — лучше, если он будет думать сам. Если ребенок не может справиться с заданием, значит, надо вернуться к уже освоенным заданиям или временно оставить эту игру. Если заметно, что малыш достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, что способствует развитию творческих способностей. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задания даются в различной форме — в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изо- метрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. — и таким образом знакомят ребенка со всеми возможными способами передачи информации.

❧ Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! (Б. Никитин)

Во всех этих задачах широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до сверхсложных. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку развивать творческие способности, в отличие от традиционного обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские качества в ребенке. Нельзя поэтому объяснять ему способ и порядок решения задач и подсказывать — словом, жестом, взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится самостоятельно все брать из реальности. Нельзя требовать и того, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и лучше подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Решение предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет наглядно сопоставлять задание с решением и самому проверять точность его выполнения.

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Все это позволяет решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

➣ игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;

➣ задания-«ступеньки» игр всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

➣ ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;

➣ игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

➣ играя с ребенком, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самостоятельно размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон человека. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию. Кроме того, они позволяют создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, формируют умение находить ошибки и недостатки, развивают пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Главное, чем отличаются развивающие игры Никитиных от многочисленных подделок и игр, именуемых «развивающими», — их многофункциональность и безграничный простор для творчества. «Эти игры, — писал Никитин, — игры для всей семьи». В них может играть и взрослый, и юный. Возраст определяется только степенью сложности заданий.

Рамки и вкладыши Монтессори. Цель этих игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, формулируется так: «развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами». Игра представляет собой 16 рамочек одного цвета и столько же вкладышей к ним другого. В набор входят простые геометрические фигуры: крут, квадрат и т. д.

Но прежде чем перейти к заданиям, надо познакомить и заинтересовать детей самой игрой. Знакомство следует начинать с двух-трех рамочек, приготовленных заранее. Для начала подойдут круг, эллипс и квадрат — как самые простые фигуры. Перед ребенком выкладываются рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказывается придуманная сказка, например: «Жили-были крут, эллипс и квадрат (попутно ребенку показываются фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные. Пошел квадрат гулять и заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз — и мы пытаемся вложить квадрат в круглое отверстие. но не тут-то было: это не его домик. Пойдем дальше искать его домик. А вот и он! Смотри, как ему хорошо в своем домике».

Сначала все действия и комментарии делает взрослый, привлекая внимание малыша, а тот в это время может перебирать предложенные детальки, играть ими и т. д. После нескольких демонстраций можно проделать эти действия ручкой малыша и обязательно похвалить его, чтобы закрепить в нем положительный эмоциональный настрой на игру.

Можно играть наоборот: вкладыш вставляется в соответствующее отверстие, а ребенок его вынимает. Взрослый комментирует: «Это круг, это квадрат. Молодец! Достал кружок! Хорошо! Открыл квадрат!» Это и знакомство с геометрическими фигурами, геометрической терминологией, и взаимное удовольствие от игры.

После этого можно добавить еще один комплект или заменить им один из имеющихся. Так постепенно осваивается игра со всеми геометрическими фигурками. Возможно, что на каком-то этапе ребенок утратит интерес к игре. Тогда можно убрать ее на хорошо видное, но недоступное для ребенка место и вернуться к ней через месяц-два.

А далее можно уже и разнообразить занятия: обводить контуры фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, из кружка — солнце и т. д.). Или выкладывать орнаменты, играть в волшебный мешочек (сложить несколько фигурок в мешочек и на ощупь определять, какая фигурка попалась). Можно играть в игры на внимание (положить 3—4 фигурки на стол, затем либо убрать одну из них, либо поменять местами и спросить, что изменилось). Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь ребенка к игре можно уже в 10—12 месяцев.

Сложи узор. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к мыслительным операциям и умению комбинировать. Самые простые узоры-задания складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1—1,5 лет. Усложнение узоров происходит постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным — очередная ступень в уровне сложности.

«Уникуб». Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей 2—15 лет. Игра дает огромные возможности для развития ребенка, в частности способности к анализу закономерностей окраски кубиков. Первое впечатление — нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 — разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика шесть. Затем оказывается, что есть и восемь триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?

Рекомендуем прочесть:  Как долго можно лежать на спине во время беременности

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли малыш цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета, складывает ли из кубиков «поезд» и «башню», может ли уложить «площадку», построить «дом» или «лесенку».

Задания в «Уникубе» весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка. Иногда достаточно одного задания, реже — двух- трех, в зависимости от возможностей малыша.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только когда мы убедимся, что малыш может сложить и «малый куб синего цвета» (из восьми «синих трешек»), и «большой куб красного цвета» (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно определиться, как его задавать: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в форме рисунка.

И как всегда в развивающих играх, мы главным образом наблюдаем, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но взрослый тоже заинтересован в успехе, как и малыш. Правда, трудно ждать, когда ребенок сам найдет решение, но надо набраться терпения и обязательно похвалить его. И помнить: иногда подсказка взрослого равносильна разочарованию. Желательно также вести запись достижений ребенка: какие выполнял задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали трудности.

«Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подводят к решению сложного. Получилась игра для детей от двух лет.

Но прежде чем перейти к заданиям, надо познакомить и заинтересовать детей самой игрой. Знакомство следует начинать с двух-трех рамочек, приготовленных заранее. Для начала подойдут круг, эллипс и квадрат — как самые простые фигуры. Перед ребенком выкладываются рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказывается придуманная сказка, например: «Жили-были крут, эллипс и квадрат (попутно ребенку показываются фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные. Пошел квадрат гулять и заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз — и мы пытаемся вложить квадрат в круглое отверстие. но не тут-то было: это не его домик. Пойдем дальше искать его домик. А вот и он! Смотри, как ему хорошо в своем домике».

Развивающие игры для детей своими руками — квадрат Никитина

Сейчас очень модно растить маленьких гениев чуть ли не с пеленок. Для этого мамы покупают дорогие развивающие игрушки, тратятся на и дидактические материалы, оптом заказывают пособия. В принципе, я не вижу в этом ничего плохого — если в меру и с умом, почему бы не заниматься с ребенком чем-то еще, кроме просмотра мультиков и прогулок на свежем воздухе. Кстати, для таких развивающих игр-задач совсем не обязательно иметь в запасах покупные карточки, книги и картинки. Многое вы сможете сделать и своими руками, из самых простых материалов.

Яркий пример — очень популярный сейчас квадрат Никитина. Вы можете изготовить его самостоятельно и заниматься с малышом. Подробнее о том, что такое квадрат Никитина, как играть в эту игру, и что это дает, вы узнаете здесь.

Сейчас очень модно растить маленьких гениев чуть ли не с пеленок. Для этого мамы покупают дорогие развивающие игрушки, тратятся на и дидактические материалы, оптом заказывают пособия. В принципе, я не вижу в этом ничего плохого — если в меру и с умом, почему бы не заниматься с ребенком чем-то еще, кроме просмотра мультиков и прогулок на свежем воздухе. Кстати, для таких развивающих игр-задач совсем не обязательно иметь в запасах покупные карточки, книги и картинки. Многое вы сможете сделать и своими руками, из самых простых материалов.

Игры Никитина Развивающие Для Детей Сделать Своими Руками

Семья педагогов Никитиных разработала ряд методик для развития творческих способностей ребенка. Одной из таких методик стала игра «Сложи квадрат», которая помогает детям развивать сообразительность, пространственное мышление, находчивость. Развивающая игра Никитиных «Сложи квадрат» не имеет возрастных ограничений, она создана для развития и тренировки ума и взаимодействия ребенка с родителями.

Оглавление:

Об этой игре Никитины писали в своей книге «Ступени творчества или Развивающие игры».

Делаем квадраты Никитина своими руками

Смысл игры заключается в том, чтобы собрать целые квадраты разных цветов из частей.

У Никитиных было 24 варианта разделения квадрата на части. Есть схемы квадратов, по которым они делятся на части по разным направлениям. Получилось 85 кусочков 24-х квадратов разных цветов. Ниже предоставляем готовые шаблоны, распечатав которые, вы с легкостью сможете самостоятельно изготовить развивающую игру для своего ребенка и при этом не потратив ни копеечки.

Один квадрат остается целым для образца, 3 квадрата делятся на две части, 8 квадратов – на 3 части, далее они делятся на 4 части, на 5 частей, на 6 частей, на 7 частей.

Изготовить их проще всего из цветного картона, если найдется достаточное количество цветов. Если нет – надо будет самим раскрасить картонные, пластиковые или фанерные квадратики. Размер квадрата 8х8 см.

Квадрат имеет свой номер, который надо нанести на каждую часть квадрата с тыльной стороны.

Для хранения игры надо подобрать коробку, каждый разделенный квадрат положить в отдельный конверт.

Как играть в игру Никитина «Сложи квадрат» с ребенком

Первая задача для ребенка – разложить кусочки квадратов на 23 кучки по цветам. Развивается внимательность и цветовое зрение, ребенок учится различать оттенки цветов, происходит развитие цветоощущения.

Вторая задача – сложить из каждой кучки квадрат по целому образцу. В этом случае развивается логика и сообразительность, понимание взаиморасположения частей целого квадрата. Ребенок должен понять, что собирать надо квадрат из частей одного цвета. Чтобы собрать квадрат надо эти части состыковать между собой правильно, то есть покрутить-повертеть, подумать, выбрать вариант из множества возможных.

Начинать надо с несложных квадратов, разделенных на две части. После освоения простых примеров переходить к более сложным задачам. Сложность сбора квадратов должна возрастать постепенно.

Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества частей квадрата.

  • 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
  • 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
  • 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

Основная рекомендация – ребенок сам должен собрать квадрат, без помощи взрослого. Задача родителей — заинтересовать ребенка результатом, мотивировать его, хвалить и направлять, но не решать за него задачи. Надо придумать задание, сюжет, по которому малышу необходимо разобраться в частях квадрата. Торопиться или заставлять детей работать с квадратами без их желания нельзя.

Не надо показывать ребенку, как собрать квадрат. Он может запомнить это зрительно и собирать квадрат, не включая логическое соображение.

Кроме основной задачи – правильно собрать квадрат, многие дети используют части квадрата для составления различных фантазийных фигур.

Несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость игры, она становится любимой для многих ребят. В наше время дети много время проводят не с игрушками, а с техническими гаджетами, они представлены сами себе.

Игра «Собери квадрат» хороша тем, что ребенок занимается творчеством вместе с родителями, которые тоже участвуют в игре. И эта игра объединяет ребенка с родителем, рождает атмосферу взаимопомощи и взаимопонимания.

Об этой игре Никитины писали в своей книге «Ступени творчества или Развивающие игры».

Игры Никитина Развивающие Для Детей Сделать Своими Руками

Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Начинайте с самых простых заданий.
О сайте.

Честно говоря собрать квадраты из частей довольно трудно, даже я несмотря на то что разрезала их сама, спустя некоторое время забыла как их собрать снова, а к вечеру как сложить квадраты из 4-5 частей забыла окончательно.

Сложи квадрат Никитиных (игра своими руками)

Наверняка вы слышали о семье Никитиных и о их развивающих играх! Сегодня хотим рассказать вам о чудесной игре «Сложи квадрат», которая очень нравится не только детям, но и их родителям.
Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Магнитный винил с клеевым слоем толщина 0,5 мм; Бархатная цветная бумага; Ножницы; Карандаш; Линейка; Канцелярский нож; Деревянная доска как подставка для вырезания деталей.

Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета.

Его стоит оставить целым.

с № 24, 23, 22 и т.

А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего.
Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть.
В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками.

Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7.

п.
Развивающие игры и занятия для детей 1,2,3,4,5,6,7 лет, полезные материалы для школьников.
Модель, таким образом, сохранялась.
Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т.

Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

И для малыша будут нужны только рисунки-задания.

“Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров.

Рекомендуем прочесть:  Поделки Из Бумаги На День Рождения Дедушке

Люблю детей, а они меня.
.
Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.
Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация.

Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”.
Честно говоря сама не помню откуда у меня взялась эта бархатная бумага, наверно перешла по наследству от мамы, она у меня воспитатель и тяга ко всяким играм и поделкам для детей своими руками у меня наверно от нее.
Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали.

И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24.
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.
А еще является отличным способом качественного времяпрепровождения с ребенком.
Так что можно смело сказать, что эта игра — головоломка сложи квадрат для все семьи, рекомендуем! Схемы как разрезать квадраты для образца взяла с официального сайта http://nikitiny.

Квадраты расположены в порядке возрастания сложности.
Малыши тут же присоединились к ним.
, чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

48Рис.
Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх.

Для этого договоритесь о правилах.

50Рис.
Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т.

Делать дорожки для машин из фигурок (теплых тонов, холодных тонов; только из треугольников; и т.

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных.

1
Квадраты, изображенные на рис.

Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности:
1.

)Поиграть в “Волшебный мешочек”, сложив в мешок фигурки, а детям дав задание на ощупь узнать, что это за фигура.

Только после этого приступайте к разрезанию следующего.

Люблю детей, а они меня.

Обязательно поставьте номер квадрата на каждый кусочек.
И только затем разрежьте на части следующий квадрат.

Описание игры
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.

Разметьте их так, как показано на фото.
Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2.

Затем из 3, потом из 4 и 5.

Весь вечер мы всей семьей решали головоломки и собирали эти квадраты на магнитной доске.

Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация.

Как изготовить игруДля изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков.
Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности.

Итак, решила я сделать магнитную головоломку Никитина своими руками, для этого мне понадобилось: Магнитный винил с клеевым слоем толщина 0,5 мм; Бархатная цветная бумага Hide .

Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять.

Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
.

С магнитного винила сняла защитную бумагу и на сторону с клеевым слоем приклеила все квадраты.

Не подсказывайте ребенку, он должен самостоятельно решать эти задания.

Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые.

Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат.
Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить.

Как играть
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров.
Сложить из кусочков каждой кучки квадрат, как на образце.

Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т.

Эту игру можно очень легко сделать своими руками.

Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5.
В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата.

Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.
Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

51Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2.

Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

для каждой серии.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины, фигуры животных и людей или просто представляли собою интересные симметричные сооружения.

Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат.

Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление.

Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление.
д.

Сложить квадрат по образцу.

Так как моему ребенку уже 4 года я решила сразу сделать головоломку посложнее из разрезала квадраты на 3, 4 и 5 частей.
Вот и все! Игра готова!Как играть?Сортировать по цветам все кусочки.

Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

показатьНаверняка вы слышали о семье Никитиных и о их развивающих играх! Сегодня хотим рассказать вам о чудесной игре “Сложи квадрат”, которая очень нравится не только детям, но и их родителям.

В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом.
Квадраты вырезала, а затем ориентируясь на схемы (схемы Вы найдете в конце этой публикации) разрезала их все на части с помощью канцелярского ножа.
1-2, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно.

Складывать эти квадраты можно на любой магнитной поверхности: на холодильнике как на фото или на детской магнитной доске как показано ниже.

Очень давно хотела сделать магнитную игру сложи квадрат своими руками.
Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.
Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой.
, а в следующий раз начинать с конца, т.

Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

49Рис.
Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.
Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис.

.
Начали с квадратов из 3 частей и постепенно переходили к более сложным квадратам из 4 и 5 частей.

45При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней.
Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”.

со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры.

” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т.

д.
Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.
е.

Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис.

После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм).
Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы.

Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи.

До этого покупала всегда без клеевого слоя и печатала все материалы игр на самоклейке.

Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Сложить квадрат без образца.

Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого.

Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.
Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам.
При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

И кубики эти были забыты на много лет.

Как сделать игру
Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80×80 мм.

Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает.

Это делает излишним подсказку и объяснение.
Как игратьПравила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”.
Наш папа так увлекся, что даже когда всем уже надоело, он самоотверженно собрал все квадраты.
Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат.

Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис.

Рекомендуем прочесть:  Как ребенку 3 лет промыть нос

Головоломки Никитина невероятно полезные игры направленные на развитие сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95×155 мм и глубиною 60 мм.

Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т.

Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом.

Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель.
Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты.

Эту игру можно очень легко сделать своими руками.

Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата.

Сортировать по форме или по номерам.
В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.
Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик.

Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.
соединить их и уложить в модель.

А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди.

Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение.

Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого.

Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т.

Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат.

сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным.

Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата.

На днях приобрела магнитный винил с клеевым слоем.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.

Тогда понадобится и коробка размером 85×85 мм, куда их укладывают один на другой.

Складывать квадратики на время (если ребенок уже справляется со всеми)Смотрите также:
Конструктор своими руками из липучек
Забавный слоник для развития сенсорики и моторики своими руками Материал взят из книги «Интеллектуальные игры»Описание игрыКак изготовить игруКак игратьКупить игру Никитиных
КУБИКИ для ВСЕХ
Описание игрыЭти кубики мы когда-то давно купили в магазине.

В результате получились вот такая «бархатная» игра сложи квадрат своими руками.
Разложить их на 24 кучки.
Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная.

С ее помощью можно многому научить ребенка.

Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге.

Начинаем мастерить:Вырезаем 24 квадратика размером 8х8 см.

Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге.

Игры Никитина Развивающие Для Детей Сделать Своими Руками

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  • Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Ссылка на основную публикацию