Игры Для Развития 6 Лет 7 Лет

Игры для детей 6 лет

Интерактивные бесплатные игры для детей 6 лет, которые позволят уделять внимание деталям (сравнение предметов), разовьют творческий потенциал и способность к фантазии. Будущий дошколенок, а иногда уже и школьник в свои 6 лет знает и умеет столь много, что в нем с трудом узнается тот малыш, каким он был хотя бы год назад. Теперь у ребенка на первом месте стоит применение полученных знаний, поиск новых и, конечно, эмоциональная стабильность. Потому в развивающих играх для детей 6-7 лет(шести лет) он отдает несознательно предпочтение тем, которые его чему-то научат, объяснят и покажут. Тем не менее, в качестве развлечений ему стоит предлагать и такие виртуальные забавы, которые будут тренировать его зрительную память. В игре «Послушай и запомни» нужно будет внимательно следить за тем, какие буквы мелькают на экране, и как они звучат. Это очень важно для тех, кто только начинает знакомиться с миром грамоты, потом как определять букву на слух жизненно необходимо. Как только буква пройдена – смените ее с помощью пробела.

Интерактивные бесплатные игры для детей 6 лет, которые позволят уделять внимание деталям (сравнение предметов), разовьют творческий потенциал и способность к фантазии. Будущий дошколенок, а иногда уже и школьник в свои 6 лет знает и умеет столь много, что в нем с трудом узнается тот малыш, каким он был хотя бы год назад. Теперь у ребенка на первом месте стоит применение полученных знаний, поиск новых и, конечно, эмоциональная стабильность. Потому в развивающих играх для детей 6-7 лет(шести лет) он отдает несознательно предпочтение тем, которые его чему-то научат, объяснят и покажут. Тем не менее, в качестве развлечений ему стоит предлагать и такие виртуальные забавы, которые будут тренировать его зрительную память. В игре «Послушай и запомни» нужно будет внимательно следить за тем, какие буквы мелькают на экране, и как они звучат. Это очень важно для тех, кто только начинает знакомиться с миром грамоты, потом как определять букву на слух жизненно необходимо. Как только буква пройдена – смените ее с помощью пробела.

Игры на развитие внимания у дошкольников 5-6 лет

Развивающие задания на развитие внимания в картинках для дошкольников 4-6 лет

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Таким образом, развитие внимания у дошкольников является необходимым процессом для подготовки детей к обучению в школе.

Задание 1

Что не так на картинке?

Задание 2

Друзья поссорились из-за качелей. Узнай, кто помирил их.

Задание 3

Кто спрятался в джунглях?

Задание 4

Найди двух одинаковых дюймовочек.

Задание 5

Найди двух одинаковых эльфов.

Задание 6

Кто спрятался дома?

Задание 7

Найди двух одинаковых пассажиров

Задание 8

Найди двух одинаковых рыбаков

Задание 9

Найди двух одинаковых котов в сапогах

Задание 10

Кто спрятался в лесу?

Задание 11

Найди двух одинаковых бабочек

Задание 12

Найди 5 отличий

Задание 13

На дне рождения медвежонка-панды были сделаны две похожие фотографии.

Найди двух одинаковых котов в сапогах

Развитие в игре у детей 5-6 лет

Дата 20.05.2016
Размер 93.82 Kb.
Тип Реферат
    Навигация по данной странице:
  • Введение
  • 1.2. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
  • 1.3. Роль игры в развитии произвольного внимания у детей 5-6 лет
  • Заключение
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ЕГО

1.1. Понятие произвольного внимания…………………………………………..6

1.2. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет…………………………11

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ИГРЕ 5-6 ЛЕТ…. 21

2.1. Организация и методы исследования особенностей произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет………………………………………. 21

2.2. Организации работы по формированию произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет………………………………………………………. 24

2.3. Анализ полученных результатов…………………………………………26

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т.Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая и др.)

Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.

Цель исследования – выявить особенности произвольного внимания и его развитие в игре детей 5-6 лет.

Объектом исследования является произвольное внимание.

Предмет – развитие произвольного внимания в игре детей 5-6 лет.

Гипотеза — мы предполагаем, что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных игр мы сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей 5-6 лет.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

— дать понятие произвольного внимания;

— описать возрастные особенности развития детей 5-6 лет;

— определить роль игры в развитии произвольного внимания у детей 5-6 лет;

— провести экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет.

Методологические основы исследования:

При написании курсовой работы использовались труды следующих авторов: prz А.А. Бодалев, А.К. Болотовой, Л.С. Выготский, Н.В. Дубровинская, Р.А. Курашова, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковской, О. Н. Молчановой, В.С. Мухина, И.М. Осмоловская, В.Н. Панферов, А.Г. Плеханов, Е.Е. Сапогова, В.В. Столин, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена возможностью применения разработанной методики для развития призвольного внимания детей 6-7 лет.

1 этап: анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2 этап: разработка системы коррекционно-развивающей работы;

3 этап: проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы;

4 этап: обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление работы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические основы особенностей произвольного внимания и его

развитие в игре у детей 5-6 лет

1.1. Понятие произвольного внимания

Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [17, с. 68].

В начальной характеристике произвольного внимания всегда подчеркивается необходимость сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечается ее пульсирующий характер и другие доступные самонаблюдению черты.

Произвольное (преднамеренное) внимание возникает, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает волевые усилия, старания для ее достижения [25, с. 148]. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Кроме таких характеристик как цель и волевое усилие, различают пять свойств внимания, которые могут проявляться в произвольном внимании: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

В произвольном внимании ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте [20, с. 247]. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было уже однажды завоевано, что было предметом сосредоточения. Последнее важно для самоидентификации личности ребенка и развития его самосознания, поскольку обеспечивает непрерывность психической деятельности. Устойчиво направленное внимание не пассивно блуждает по объекту, но осуществляет целенаправленный поиск: замечает и отбирает существенное, соответствующее целям и мотивам деятельности.

Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребенка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы. Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления [12, с. 241].

Речь имеет особенное значение для развития устойчивого внимания ребенка. На первых этапах сосредоточение внимания на речи представляет определенные трудности, несмотря на повышенную чувствительность, избирательность в виде прирожденной установки к человеческому голосу (Э.А. Александрян). По словам Д. Брунера, язык усваивается ребенком как средство «совместной деятельности и совместного внимания со взрослым» [20, с. 247]. Дети учатся обращать внимание на голос и глаза матери, чтобы понять ее настроение и отношение. Овладевая речью, ребенок овладевает и способами управления своим вниманием. Регулирующая роль второй сигнальной системы делает возбуждение строго направленным и локализованным в констелляциях коры головного мозга, которые непосредственно участвуют в реализации определенных видов деятельности.

Объем произвольного внимания — это та его характеристика, которая определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременное объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания [25, с. 150]. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у детей (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

При переключении происходит активная перестройка психическое деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить новые способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания — возможность произвольно оттормозить или затормозить предшествующую деятельность. Процесс перехода от одной ситуации к другой характеризуется повышенным напряжением, которое неразрывно связано с произвольным переключением внимания. Для сознательного изменения направленности нужен определенный временной промежуток, время, чтобы сознательно реагировать на изменяющиеся условия [7, с. 89].

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание [3, с. 334].

Итак, произвольное внимание формируется лишь тогда, когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие этих свойств индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей.

1.2. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей . В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый , честный , заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями [2, с. 166].

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого) [10, с. 341].

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры . Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком [22, с. 12].

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем , которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки) [31, с. 38].

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме .

Развивается прогностическая функция мышления , что позволяет ребёнку видеть перспективу событий , предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков . Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности : может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.) [30, с. 166].

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными , обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами , обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями , отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики : несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов .

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги , осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий [21, с. 331].

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением , которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет [13, с. 146].

1.3. Роль игры в развитии произвольного внимания у детей 5-6 лет

Развивающее значение игры многообразно. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [10, с. 141]. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д.В. Менджерицкая, А.В. Черков, Р.И. Жуковская, Д.Б. Эльконин, П.Г. Саморукова, Р.М. Римбург, А.А. Люблинкая, А.П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игровая деятельность детей характеризуются следующими особенностями [19, с. 106]:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развития у маленьких детей Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина, М.Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами.

2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, Рисовании). В эти действия включается речь: старшие дети называют замысел игры, ее сюжет, действующих лиц, задают характерные для каждого из них вопросы, высказывают критические суждения и оценки поведения других персонажей.

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. В своих действиях дети воссоздают виденное ими целостное явление общественной жизни. Наблюдая жизнь людей, а потом снова и снова отображая ее в своих действиях, дети глубже познают окружающее. В таких играх формируются ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познания ребенком действительности и развития лучших качеств личности.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Развернутая игра старших детей объединяет всех ее участников единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями, радостями и открытиями. В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизма.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника — игры. Детям 5-6 лет еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

К моменту перехода детей в подготовительную группу характер их игровых интересов постепенно начинает изменяться. По данным исследователей, от всех игр-детей 5-6лет ролевые игры составляют 30-35%, примыкающие к ним сюжетно-строительные игры — 25-30%, строительство — 20%, дидактические (домино, шашки) — 20% [23, с. 113].

В психологической литературе представлено множество фактов того, что в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры подчинение правилу представляет для дошкольника сложнейшую задачу.

Тщательный анализ, проведенный в исследовании 3.В. Мануйленко, показал, что ребенок длительно удерживает позу «часового» потому, что цель действия — удержать заданную позу — прямым образом связана с мотивом — выполнить роль «часового», вытекает из него и тем самым становится для ребенка осмысленной, понятной и остро значимой.

В исследовании 3.М. Истоминой показано, что игра, вследствие непосредственной связи мотива и цели, создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой такие задачи, какие еще не возникают перед ним в других его жизненных отношениях (например, задачи произвольного запоминания и припоминания). Решая подобные задачи, он научается отвечать требованиям, вытекающим из этих задач [11, с. 211].

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.

Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

Для поддержания игровой мотивации воспитателю необходимо создавать условия для самостоятельной и творческой игры, вызывать интерес, любознательность и целеустремленность старших дошкольников используя для активизации сюжетно-ролевой игры дошкольника произведения художественной литературы, картины художников, кинофильмы и слайды и т.д., а также его конструктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок для последующей ролевой игры) [5, с. 48].

Итак, изучив теоретические основы особенностей произвольного внимания и его развитие в игре у детей 5-6 лет, можно сделать вывод, что произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей.

Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Игры повышают уровень развития основных качеств произвольного внимания, содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Игра для ребенка 5-6 лет дает возможность с одной стороны, поступать согласно собственным намерениям, а с другой подчиняться определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение.

Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет

2.1 Организация и методы исследования особенностей произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет

Объект исследования: развитие произвольного внимания детей 5-6 лет.

Гипотеза — мы предполагаем, что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных игр мы сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей 5-6 лет.

1. Выявить уровень сформированности произвольного внимания детей 5-6 лет.

2. Разработать и апробировать методику игры направленную на совершенствование произвольного внимания детей 5-6 лет.

Эксперимент состоял из трех этапов:

В исследовании участвовали дети 5-6 лет.

— 10 детей (контрольная группа);

— 10 детей (экспериментальная группа).

Методика диагностики, используемая для изувечения уровня развития произвольного внимания включала:

1. Игровое задание «Расставь как было».

Перед ребенком на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

Критерии уровневой диагностики:

Высокий уровень — безошибочное выполнение задания.

Средний уровень — 1-2 ошибки.

Низкий уровень — более 2 ошибок.

2. Методика «Шифровка», предложенную Н.Семаго, М. Семаго.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

Критерии уровневой диагностики:

Высокий уровень — безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут.

Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность.

Средний уровень — такое выполнение, когда присутствует не только 2 пропуска заполняемых фигур, исправления или 1-2 ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.д.).

Низкий уровень — такое выполнение, при котором есть 1-2 ошибки в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками. Ребенок выполняет задание больше, чем 2,5 минуты.

Далее рассмотрим результаты проведенных методик.

Таблица 1 — Результаты «Расставь как было»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 2 3
Средний 3 3
Низкий 5 4

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания как в контрольной, так и в экспериментальной группе показал низкие результаты, наглядно динамику результатов рассмотрим на рис.1.

Рисунок 1- Результаты «Расставь как было», %

Таблица 2 — Результат методики «Шифровка»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 3 3
Средний 3 4
Низкий 4 3

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания как в контрольной, так и в экспериментальной группе показал низкие результаты, наглядно динамику результатов рассмотрим на рис.2.

Рисунок 2 — Результат методики «Шифровка», %

Итак, проведя первичную диагностику, можно сделать вывод, что дети 5-6 лет нуждаются в дальнейшем развитии произвольного внимания.

2.2. Организации работы по формированию произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет
Цель формирующего этапа — совершенствование развития произвольного внимания детей 5-6 лет по средствам игры.

Все виды работ проводились с детьми экспериментальной группы постепенно, в течение месяца.

Тщательно готовился материал к проведению игр и упражнений (дидактический и раздаточный).

В ходе игр и упражнений были задействованы все дети с средним и низким уровнями развития произвольного внимания. Так же уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Эксперименты проводились в спокойной обстановке, знакомой для детей, с целью выявления максимально правильных данных.

Проводились следующие игры и упражнения (Приложение А):

— «По новым местам!»

— «Выкладывание узора из мозаики»

— «Найди два одинаковых рисунка»

— «В магазине зеркал»

В ходе игр «Выкладывание узора из мозаики», «Лото» у детей развивалось: произвольное внимание, концентрацию и объем внимания, мелкую моторику рук, формировали умение работать по образцу.

Игры на развитие слухового внимания «Разведчики», «Съедобное — несъедобное» давали возможность детям знакомиться со свойствами предметов, развивать моторно-слуховую память, координацию движений.

Дети с огромным удовольствием принимали участие в играх, принимая условия игры.

В психогимнастике дети «примеряли» на себе различные роли, внимательно слушали задание, максимально стараясь выполнить его.

Все дети с удовольствием выполняли задания, играли, с восторгом делились впечатлениями, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Таким образом, работа на данном этапе проходила интенсивно, согласно плану работы. На наш взгляд, работу на данном этапе можно считать успешной.
2.3. Анализ полученных результатов
После проведения игр на развитие произвольного внимания была проведена повторная диагностика.

Таблица 3 — Результаты «Расставь как было» «до» и «после»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
Высокий 2 5 3 3
Средний 3 4 3 3
Низкий 5 1 4 4

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания в контрольной группе остался неизменным, а результаты экспериментальной группы имеют динамику к улучшению. Наглядно динамику результатов рассмотрим на рис.3.

Рисунок 3 — Результаты «Расставь как было» «до» и «после», %

Таблица 4- Результат методики «Шифровка» «до» и «после»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
Высокий 3 7 3 3
Средний 3 3 4 4
Низкий 4 0 3 3

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания как в контрольной группе остался на прежнем уровне, а в экспериментальной группе результаты улучшились. Наглядно динамику результатов рассмотрим на рис.4.

Рисунок — 4 Результат методики «Шифровка», %

Итак, проведя первичную диагностику, можно сделать вывод, что дети 5-6 лет нуждаются в дальнейшем развитии произвольного внимания.

Итак, проведенное повторное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу, что организовав специальную работу с детьми при реализации различных игр мы сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей 5-6 лет.

Заключение

Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

В произвольном внимании ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 5-6 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания.

Игры повышают уровень развития основных качеств произвольного внимания, содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Игра для ребенка 5-6 лет дает возможность с одной стороны, поступать согласно собственным намерениям, а с другой подчиняться определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение.

В рамках данной работы было проведено экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания и его развитие в игре 5-6 лет.

Гипотезой исследования выступило предположение что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных игр мы сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей 5-6 лет.

Для первоначальной диагностики мы выбрали следующие методики:. игровое задание «Расставь как было», методика «Шифровка», предложенную Н.Семаго, М. Семаго.

Проведя первичную диагностику, можно сделать вывод, что дети 5-6 лет нуждаются в дальнейшем развитии произвольного внимания.

Далее нами была разработана программа с использованием игр для развития произвольной памяти у детей.

Проведенное повторное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу, что организовав специальную работу с детьми при реализации различных игр мы сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей 5-6 лет.

Список литературы

  1. Бетина О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2012. – 252 с.
  2. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. — СПб.: Речь, 2011. — 471 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Астрель, 2010. — 672 с.
  4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. — 2014.- №3 — С. 5-87.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада / Н.Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 164 с.
  6. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. — М.: Аркти, 2013. — 56 с.
  7. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 511 с.
  8. Котова И. Б. Общая психология: учебное пособие для вузов / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. — М.: Дашков и К’, 2011. — 478 с
  9. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2011. – 319 с.
  10. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2010. — 582 с.
  11. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: АСТ, 2012.- 271 с.
  12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 456 с.
  13. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 2012. — 241 с.
  14. Общая психология: учебное пособие для ВУЗов / общ. ред. Е.И. Рого. — 3-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: МарТ, 2011. — 557 с.
  15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 2010. — 374 с.
  16. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д, 2012. — 704 с.
  17. Панферов В. Н. Психология человека: учебное пособие / В.Н. Панферов. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. — 252 с.
  18. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Под ред. Р.Римская, Р. Римский. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. — 2011. — 400 с.
  19. Психология личности хрестоматия. Отечественная психология / авт. предисл. Г. В. Акопов. — Самара: БАХРАХ-М, 2013. — 543 с.
  20. Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. — М.: ЧеРо, 2010. — 524 с.
  21. Психология развития: учебник / под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2013. — 528 с.
  22. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 2011. — С. 11-12.
  23. Радугин А.А. Психология: учебное пособие для вузов / А.А. Радугин. — М.: Центр, 2010. — 399 с.
  24. Розин В.М. Психология: теория и практикум: Учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. — М.: Форум, 2011. — 296 с.
  25. Самыгин С. И. Психология и педагогика: экзаменационные ответы: для студентов вузов / С. И. Самыгин, С. А. Сущенко, О. А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 361 с.
  26. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. — 2012. — № 4. — С.13-18.
  27. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособ. по направлению и специальностям психологии / С. Д. Смирнов. – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 393 с.
  28. Совпель Д.Е. Психология / Д.Е. Совпель. — СПб.: Питер, 2010. — 284 с.
  29. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для сред. проф. образ. / Н. Ф. Талызина. – 4-е изд.; стер. – М.: Академия, 2012. – 287 с.
  30. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2012. — 541 с.
  31. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2012. — 144 с.
  32. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. — М.: Владос, 2011. — 438 с.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет

Развивающие игры для детей старшей-подготовительной группы ДОУ

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Развиваем внимание, память, навыки счета

Описание: в этой игре может принимать участие достаточно большое количество детей, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные числа пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «Ура!». Могут пропускаться самые разные числа. Например, они могут быть кратны 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «Ура!».

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых чисел будет произносить другое слово.

Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов, например, произносить слово «Ура!» вместо чисел, кратных 3 или 4.

Материалы и наглядные пособия для игры

Помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

Слепые художники

Развиваем внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление

Описание: раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно описываете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево; на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево); на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце; на небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и объяснить, что там нарисовано.

Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации

Описание: все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.

В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.

Материалы и наглядные пособия для игры

6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Найди ошибку

Развиваем внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.

С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.

Заблудившиеся буквы

Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас

Описание: в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

Колечко по кругу

Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений

Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию

Описание: в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.

Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.

После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.

Малышам достаточно просто назвать то, что изобразили на спине.

Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

Материалы и наглядные пособия для игры

«Вчера я съел тарелку супа»

Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас

Описание: эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.

Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.

Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

Материалы и наглядные пособия для игры

Имя и фамилия

Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас

Описание: суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».

Материалы и наглядные пособия для игры

❧ Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.

Потерянные буквы

Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита

Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».

Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета

Описание: в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

Примерные варианты:

♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.

♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.

♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Тихая, спокойная музыка.

Шифровальщик (первый вариант)

Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.

Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.

Шифровальщик (второй вариант)

Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Что сказал нам рак?

Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности

Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш.

Машина времени

Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление

Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с изображением различных предметов, животных.

Холодный — горячий

Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас

Описание: в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.

Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

Материалы и наглядные пособия для игры

6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6 лет

Как развивать внимание дошкольников? Конечно же, в игре. Предложенные игры помогут вам развивать внимание детей. Развивающие игры для детского сада.

Стоп, хоп, раз

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.

◈ При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.

◈ Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Чей ботинок?

Количество играющих: от 3 человек.

◈ Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.

◈ Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает у голящего: «Чей ботинок?».

◈ Голящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.

◈ Ребенок, у которого оказалась пара одинаковых туфель, голит следующим, предыдущий голящий может быть ведущим.

Количество играющих: 1-8 человек.

◈ Попросите трех или четырех детей выйти вперед. Сообщите остальным детям, что среди тех, кто стоит перед ними, есть загадочная личность, которую надо «вычислить». Давайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые помогут им догадаться, кто же именно эта загадочная личность.

◈ Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и т. д.

◈ Если ни одна из этих подсказок не поможет детям, они могут использовать следующий прием: попросить всех, кто не удовлетворяет определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная личность носит коричневую обувь, то каждый стоящий ребенок, который не обут в коричневую обувь, должен сесть.

◈ По мере того, как у детей развивается наблюдательность, увеличивайте численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.

Птицы и ветер

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Дети бегут друг за другом и, размахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу взрослого: «Ветер, буря» они запрыгивают на диван или стулья.

◈ По сигналу: «Хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала «Ветер, буря» снова ищут себе места.

Количество играющих: 1 — 6 человек.

◈ Дети (ребенок) сидят или стоят.

◈ Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взяться правой рукой за свое левое ухо, а левой — за нос.

◈ Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться правой рукой за нос, левой — за правое ухо, и так повторить несколько раз.

◈ Кто меньше всех ошибется, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре. По ходу игры следует приговаривать: «ухо — нос, ухо — нос» и т. д.

Разыщем предмет

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: игрушки или другие предметы.

◈ Дети сидят, отвернувшись и закрыв глаза. Ведущий кладет предмет, не закрывая его, на видное место. После разрешения ведущего дети открывают глаза и разыскивают предмет, осматривая комнату.

◈ Первый, увидевший его, не показывает другим, что знает, где предмет, а молча садится на определенное место; также поступает второй нашедший его, и т. д.

◈ Последний обнаруживший предмет становится ведущим.

Прибеги в свой дом

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Дети сидят на скамеечке. У них в руках игрушки. После слов ведущего: «Пойдем гулять» дети оставляют игрушки «дома» и идут за ведущим.

◈ При словах: «Дождик пошел» все убегают в свои «дома».

◈ Пока дети «гуляют», взрослый должен незаметно переложить игрушки на другое место. Дети стараются найти их и «переехать в другой дом» — к своим игрушкам.

◈ Побеседуйте с детьми о том, каким образом можно говорить «да» и «нет».

◈ Выберите два простых движения, заменяющие эти слова (например, покачивания головой, движения руками).

◈ Задавайте детям вопросы, на которые они могли бы ответить жестами «да» или «нет».

Количество играющих: 2—6 человек.

◈ Дети садятся в ряд, положив правую ладошку на левое колено игрока, сидящего справа, а левую ладошку на правое колено игрока, сидящего слева.

◈ Задача следующая: дети должны по очереди хлопнуть ладошкой один раз, при этом игроки, чьи ладошки расположены по краям ряда, хлопают дважды.

◈ Ребенок, который хлопнул неправильное количество раз или не в свою очередь, убирает ладошку за спину.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останутся ладошки одного ребенка.

Наблюдай за телом

Количество играющих: от 3 человек.

◈ Пригласите одного ребенка выйти вперед и неподвижно стоять перед остальными детьми.

◈ Шепотом попросите его пошевелить какой-нибудь частью своего тела. Ребенок должен слегка пошевелить этой частью тела (рукой, ногой и т. д.), а затем снова стоять совершенно неподвижно.

◈ Детям следует очень внимательно наблюдать за тем, какой частью тела пошевелил тот ребенок, который играет роль водящего, и громко сообщать о результатах своих наблюдений.

Делай, как я!

Количество играющих: 1 6 человек.

◈ Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.

◈ Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.

◈ Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего.

Доброе утро, Пятачок!

Количество играющих: 3—6 человек.

◈ Выберите ребенка, который будет «Пятачком». Он садится в передней части комнаты, повернувшись спиной к остальным детям.

◈ Оставшиеся дети по очереди говорят: «Доброе утро, Пятачок!», при этом они могут изменить свой голос. После каждого приветствия «Пятачок» старается угадать говорившего и отвечает: «Доброе утро, (называет имя ребенка, который к нему обращался)».

◈ Если «Пятачок» угадал правильно, он продолжает играть данную роль. Если ему это не удалось, выбирается другой ребенок, который будет «Пятачком».

Соедини точки

Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши.

◈ Нанесите точки на лист бумаги.

◈ Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура.

◈ А теперь пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам.

◈ Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры.

◈ Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

Общие черты

Игра развивает проницательность, наблюдательность и способность анализировать, однако при этом требует умения считать.

◈ Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей у людей или предметов, окружающих вас. Игра должна проходить в форме беседы. Например, ваш ребенок замечает человека в очках, и каждый начинает считать, сколько людей вокруг носят очки. Можно искать людей в коричневых ботинках, блондинов, собак одной породы и т. д.

◈ Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.

Рекомендуем прочесть:  Понос И Рвота На 35 Неделе Беременности
Ссылка на основную публикацию