Как Научить Говорить Ребенка В 7 Месяцев

Содержание

Как научить ребенка говорить?

На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык.

Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?

Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.

Основные стадии развития речи

Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.

К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.

Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».

Осмысленная речь

Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.

Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.

Когда нужно начинать?

Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 — 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.

Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.

В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!

Как научить малыша говорить?

Начинаем с рождения

Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.

Рассказываем обо всем вокруг

Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.

Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Произносим слова и звуки четко и внятно

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.

Переходим на новый уровень

В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.

Почему нельзя пытаться самостоятельно корректировать дефекты детской речи?

Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!

Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.

В каких случаях нужна помощь специалиста?

Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.

Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!

Как найти хорошего логопеда?

Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» — спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.

«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.

И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!

Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе — играйте в слоги, идете на прогулку — пойте песни.

Как научить ребенка говорить

Для того чтобы ваш ребенок как можно быстрее начал разговаривать необходимо знать как происходит развитие речи у ребенка и как заниматься с оебенком.

Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет.

Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Конечно, с этого момента и на протяжении всего периода новорожденности вы будете прежде всего постоянно думать о том, чтобы малыш был здоров, сыт, хорошо спал, прибавлял в весе и рос. Но его нервно-психическое развитие, а значит, и развитие речи не должны уходить на второй план.

Теперь ваше общение с малышом должно стать еще более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, о которых мы уже говорили, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

Развитие речи ребенка в 2 месяца

Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

Развитие речи ребенка в 3 месяца

В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку. Мои сыновья никогда не плакали во время сборов на прогулку, как это часто происходит с малышами, потому что процесс одевания у нас сопровождался веселыми песенками и стихами.

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

Рекомендуем прочесть:  Как часто ощущаются шевеления на 20 неделе

Развитие речи ребенка в 4 месяца

В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

Развитие речи ребенка в 5 месяцев

Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х], потом начинают появляться звуки, похожие на [п], [м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

Развитие речи ребёнка в 6 месяцев

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных младенцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка еще нет необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-, восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и купании пойте:

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

А для сына подойдет вот такая потешка:

Вот какие завитушки,

Завитушки словно стружки.

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

А для сына подойдет вот такая потешка:

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

Развитие речи ребенка в 9 месяцев

В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет, или лепетное декламирование Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

— Ладушки, ладушки, Где были?

— Кыш, кыш, полетели, На головку сели.

Сорока кашу варила,

А этому не дала.

Не дам тебе каши!

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

Ну, а этот пальчик — волк,

Серый волк — зубами щелк.

Загните большой пальчик на левой руке, потом мизинец.

Загните указательный пальчик, а потом безымянный.

Загните средний пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять,

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Самый меньший крепко спит,

Ничего не говорит.

Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика малыша на левой руке, начиная с большого.

Загибайте пальчики по одному, начиная с большого.

Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок. Повторите упражнение и для пальчиков правой руки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пошли пальчики гулять.

Этот пальчик рыл песок,

Этот делал колобок,

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся.

Этот умница был,

Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика малыша на левой руке, начиная с большого.

Загибайте пальчики по одному, начиная с большого.

Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок. Повторите упражнение и для пальчиков правой руки.

Развитие речи ребенка в 10 месяцев

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

Развитие речи ребенка в 11 месяцев

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами.

Развитие речи ребенка в 12 месяцев

К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: as, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебели. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» — барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито,—

«My! My! My! — кричит корова,—

Забодаю Катю с Вовой».

Развитие речи ребенка 1 год и 2 месяца

B четырнадцать месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

Развитие речи ребенка в 1, 5 года

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки — цветочки, бибибиська — воробьишка, ибуясь- ка — Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

Развитие речи ребенка в 2 года

К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

Развитие речи ребенка в 2,5 года

Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

Развитие речи ребенка в 3 года

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с’], [з’], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи.

В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ребенок в 1 год 1 месяц не говорит. Как научить ребенка говорить?

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.

Рекомендуем прочесть:  37 38 недель беременности тянет низ живота и болит таз

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие — говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком — разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает «гулить» и «агукать».
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги «ма», «ба», «па», «бу» и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще «ма-ма», «ба-ба», «па-па»). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а» и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Не путайте лепет со словами

Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года — уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет — это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.

Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), — это определенный смысл, и одно «слово» может означать многое. Например, «ка-ка» — это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне — «кар-кар» (нет еще звука «р»). Итак, одно «слово», похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.

Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?

Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.

Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.

Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.

Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
  2. Подражание звуков, движений.
  3. Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.

Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.

Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на «ура», то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.

Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки «Учимся говорить» для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.

Половая принадлежность

Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и «пойдем гулять» может звучать как «качели», «горка», а «дай пить» — «сок» и так далее.

Познавательные способности

Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.

Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос «Кто от бабушки ушел» ребенок должен сказать «Колобок» (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).

Взаимодействие малыша со взрослыми

Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит «мама», «папа» и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, — это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.

Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.

Мотивация — это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит «дай», а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать «Что?», «Что это?», «Зачем сок?». Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: «Кто к нам пришел»? «Кто это принес гостинцы»? Напомните, что это «баба», и опять спросите, кто это.

Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Пустышка — враг речи

Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.

По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Любые изменения — стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Рекомендуем прочесть:  Выходит слизь при беременности на 40 неделе беременности

Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то — поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.

В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.

О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.

Полезные советы

Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот — повторить сложно, а вот «киса» или «кыса» — проще. То же касается слова «вода», дети проще воспринимают «водичка».

Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет «муу», а может и спросит: «Где муу?»

Любые изменения — стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Как научить ребенка сидеть в 7 месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев характеризуется обилием новых двигательных навыков. Малыш быстро изучает окружающий мир. Для этому ему нужна все большая самостоятельность. И он много общается, много двигается. В процессе познания мира обретенные двигательные навыки изучаются, закрепляются, им на смену приходят другие.

Сидеть или ползать: нужно ли спешить сажать?

В семь месяцев дети в основном уже умеют хорошо ползать. Они еще не могут удержать свой вес, опираясь на ручки, потому ползают по-пластунски. А вот садиться самостоятельно могут не все. Многие родители очень волнуются по этому поводу и часто спрашивают у врачей, как научить ребенка сидеть в 7 месяцев. И вот здесь мнения медиков часто расходятся. Одни педиатры, ратующие за раннее развитие ребенка, советуют как можно больше заниматься с чадом, присаживать, делать специальную гимнастику. Другие же говорят, что всему свое время и ребенок обязательно сядет сам. В частности, доктор Комаровский объясняет, что чем позже ребенок научится садиться, тем лучше для его здоровья. Нагрузка на позвоночник будет меньше, а значит и спинка ровнее. Врач советует стимулировать не сидение, а ползание. Именно ползая, кроха в достаточной мере укрепляет позвоночник, мышцы рук и спины. После ползания ребенку будет легче сесть, чем из положения лежа.

Если ребенок умеет сам сидеть в семь месяцев — это отлично. Но этот навык не входит в обязательный перечень того, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Развитие каждого ребенка очень индивидуально и происходит по своим, неведомым законам. Поэтому не стоит беспокоиться, если в свои 7 месяцев он чего-то еще не умеет. Не нужно сравнивать, ребенок всему научится сам. Главная задача родителей — это не мешать развитию и обеспечить для этого комфортные условия. Детки учатся сидеть самостоятельно в разное время — и в 6, и в 7, и в 8 месяцев. Это является нормой. Тревогу следует бить, только если кроха не может самостоятельно сидеть в 9 месяцев. В этом случае надо немедленно обратиться к врачу.

Что поможет ребенку научиться сидеть

Если ребенок выражает готовность принять сидячее положение, родители могу ему в этом немного помочь.

  • Осторожно приподнимите ребенка за ручки в положение сидя. Для этого протяните ему свои указательные пальцы. Если малыш готов сидеть, он цепко схватится за них и присядет. Это означает, что мышцы спины достаточно окрепли для изменения положения тела.
  • Научить ребенка сидеть в 7 месяцев поможет слинг. Есть слинги вертикальные и горизонтальные. Для приучения к сидячему положению вертикальный слинг подойдет идеально.
  • На прогулке можно на некоторое время приподнимать спинку коляски. Если ребенку в таком положении комфортно, он не будет капризничать. Если же ребенок начинает хныкать, значит садиться ему пока еще рано.
  • Учить ребенка сидеть в 7 месяцев нужно на твердой поверхности, не обкладывая подушками, чтобы он хорошо ощущал опору и держал равновесие.

Немного позанимавшись с малышом, вы обязательно добьетесь того, что он сможет сидеть сам, без помощи взрослых. Не волнуйтесь, если ваш ребенок не спешит садиться сам. Он обязательно и сядет, и пойдет. Вам только нужно набраться терпения, обеспечив ему максимальное удобство и безопасность.

Вам в помощь простая гимнастика, которая поможет ребенку научиться сидеть:

В семь месяцев дети в основном уже умеют хорошо ползать. Они еще не могут удержать свой вес, опираясь на ручки, потому ползают по-пластунски. А вот садиться самостоятельно могут не все. Многие родители очень волнуются по этому поводу и часто спрашивают у врачей, как научить ребенка сидеть в 7 месяцев. И вот здесь мнения медиков часто расходятся. Одни педиатры, ратующие за раннее развитие ребенка, советуют как можно больше заниматься с чадом, присаживать, делать специальную гимнастику. Другие же говорят, что всему свое время и ребенок обязательно сядет сам. В частности, доктор Комаровский объясняет, что чем позже ребенок научится садиться, тем лучше для его здоровья. Нагрузка на позвоночник будет меньше, а значит и спинка ровнее. Врач советует стимулировать не сидение, а ползание. Именно ползая, кроха в достаточной мере укрепляет позвоночник, мышцы рук и спины. После ползания ребенку будет легче сесть, чем из положения лежа.

Как научить годовалого ребенка разговаривать?

Ваш малыш уже прекрасно понимает, что вы от него хотите. На просьбу принести вам пирамидку, он резво бежит за нужной игрушкой и протягивает ее вам, показывает пальчиком части тела на картинках, радуется, когда вы говорите, что пора идти купаться в ванную. Ребенок пытается подражать вам, и даже что-то лопочет на собственном особенном языке, но взрослые зачастую не понимают того, что хотят донести до них дети. Так как же наладить «обратную связь» с малышом? Терпеливо ждать, когда он начнет говорить сам, или же все-таки целенаправленно учить годовалого ребенка каждый день?

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит.

В возрасте 4 месяцев начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После полугода младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. В 9 месяцев грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

К своему первому дню рождения грудничок имеет в запасе около 10 слов, произносимых осознанно.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

Как помочь малышу начать говорить?

Чтобы речь малыша четкой и понятной, вам нужно не только чаще разговаривать с ним, учить его говорить и заниматься артикуляционными упражнениями, но и развивать его мелкую моторику во второй год жизни.

Говорите с ребенком

Разговаривать с малышом нужно постоянно едва ли не с рождения. Ласковая речь мамы будет успокаивать новорожденного и обогащать пассивный словарный запас ребенка в первый год жизни. Говорите с грудничком на прогулке и при купании, держите в курсе происходящего вокруг, демонстрируйте иллюстрации в книжках и объясняйте, что изображено на них.

Когда малыш начнет активно гулить и подражать интонации вашей речи, активно вступайте с ним в диалог, детям важно, что их понимают и общаются с ними, как со взрослыми. Если ребенок в год неправильно произносит какое-то слово – нужно его научить, показать малышу, как правильно его говорить, нарочито растягивая слоги.

Не коверкайте слов и не сюсюкайтесь, когда общаетесь с малышом, не повторяйте за ним его неправильное произношение, поскольку тогда он может усвоить их неправильно.

Учим звуки и их сочетания

Когда малыш начнет активно гулить и произносить сочетания звуков, вы можете присоединиться к процессу. Расположитесь так, чтобы ребенок видел ваше лицо, и, растягивая гласные, медленно произнесите какой-нибудь слог. Дитя увидит движение ваших губ и захочет повторить их за вами. Вам придется долго и много учить малыша произносить определенные звуки, если у него что-то не будет получаться — ласково подбодрите.

Можете поиграть с малышом в веселую игру с повторением. «Передразнивайте» гуление ребенка, в точности копируя его произношение. Когда он поймет правило игры, предложите ему повторить за вами. Начните с тех звуков и сочетаний, которые дитя уже освоило, постепенно переходя к тем, с которыми у него возникают проблемы и которые ему нужно учить.

Детям нравится подражать не только родителям, но и окружающим объектам. Когда гуляете на улице, обратите внимание малыша на то, как пищат птички в кустах («пи-пи-пи»), как летит жучок («ж-ж-ж»), как капает вода («кап-кап»), как мяукает кошечка («мяу-мяу»), как чихает дед («апчхи»). Годовалого ребенка позабавит такое развлечение, и он с удовольствием будет повторять эти подражательные сочетания и учить новые.

Формируем правильный прикус

Поскольку неправильный прикус может стать причиной появления проблем с артикуляцией, важно избежать этого. Старайтесь, чтобы ребенок не сосал подолгу пустышку или соску бутылочки, чтобы длительный контакт с ними не изменил строения его лицевых костей. Искусственникам лучше покупать специальные силиконовые наконечники для бутылочек с маленьким отверстием, чтобы их нижняя челюсть работала как следует.

Дети, которые постоянно тянут пальцы в рот и долгое время их не вынимают, также могут впоследствии иметь неправильный прикус. Следите за младенцем, у которого зудят десна, и вытаскивайте его пальчики изо рта. Изменение прикуса может привести к нарушениям артикуляции, и вам будет очень тяжело научить ребенка говорить вовремя.

Развиваем моторику

Участки головного мозга, отвечающие за нашу речь и движения пальцев, расположены рядом. Поэтому, активно развивая верхние конечности и их координацию, вы тем самым стимулируете тот отдел, что отвечает за речь. Предоставляя ребенку, которому не исполнился год, возможность тактильно исследовать мир, вы тем самым закладываете серьезный фундамент в развитии его речевых навыков.

  • Главная
  • Развитие

Ваш малыш уже прекрасно понимает, что вы от него хотите. На просьбу принести вам пирамидку, он резво бежит за нужной игрушкой и протягивает ее вам, показывает пальчиком части тела на картинках, радуется, когда вы говорите, что пора идти купаться в ванную. Ребенок пытается подражать вам, и даже что-то лопочет на собственном особенном языке, но взрослые зачастую не понимают того, что хотят донести до них дети. Так как же наладить «обратную связь» с малышом? Терпеливо ждать, когда он начнет говорить сам, или же все-таки целенаправленно учить годовалого ребенка каждый день?

Ссылка на основную публикацию