Как Улучшить Адаптацию Ребенка В Детском Саду

Содержание

Как улучшить адаптацию к детскому саду. Личный опыт

Детские плачи, малыши, смотрящие вслед мамам и папам в окно, разговоры с вечера «Не хочу в садик» — суровые будни родителей дошкольников. По оценке психологов, адаптация к детскому саду может занимать до трех месяцев, а в тяжелых случаях – затянуться на года или вовсе вызвать резкое неприятие детского коллектива. Мне, как маме обоих детей, которые начинали ходить в сад со слезами, а потом уходить оттуда не хотели, есть чем поделиться.

Если со старшим ребенком мы шли наугад, заручившись поддержкой психолога и уверенностью воспитателей в том, что все будет хорошо, то с младшим ребенком мы уже знали грабли, на которые не стоит наступать. Возможно, наш опыт поможет другим родителям улучшить адаптацию к детскому саду.

  • Обязательно говорите, когда придете

Минуты высчитывать не надо, да и дети еще в вопросах времени слабо ориентируются. Достаточно сказать, что придете после полдника или после сна – оперируя теми понятиями режима, с которыми ребенок уже знаком.

  • Обязательно пообещайте чего-нибудь вкусное

Еда обладает какой-то магической силой для детей. Заведите себе обычай заходить после садика в магазин и покупать чего-нибудь вкусненькое. Булочку, шоколадку, мороженое. Правда, вариант рисковый. Однажды мы стали заложниками ситуации. Пришли в магазин, а наших булочек с изюмом не было. Сказать, что это была трагедия вселенского масштаба, ничего не сказать.

  • Возьмите с собой игрушку

Вспомните себя, когда вы приходите на новое место работы. Чувство скованности может долго не отпускать. А здесь малыш, который еще недавно висел у мамы на груди или спал в кровати под бочком у папы.
Ребенку очень важно ощущать что-то родное и знакомое в детском саду. Маленький плюшевый мишка из дома может вас и малыша здорово выручить.

И хотя игрушки из дома в саду не разрешены и не положены (поскольку все игрушки, находящиеся в группе, подлежат специальному уходу, по санитарно-эпидемиологическим требованиям), воспитатели частенько разрешают прихватить из дома любимого медвежонка или куклу, на период адаптации.

  • Спасаемся мультфильмами

До определенного возраста ребенка мы были ярыми противниками мультфильмов и детских передач. 25-ый кадр, летающие коровы и много других напастей не давали нам, а мы в свою очередь смотреть детям голубой экран. Но после того, как ребенок отправился в детский сад, в мультфильмах наше спасение.

Все мамы знают это «предсадовское состояние», когда ребенок еще с вечера начинает спрашивать, а куда мы пойдем завтра? А во сколько ты меня заберешь? А можно я останусь дома? В общем, подводит вас к тому, что садик – это не есть хорошо, а поэтому мама и папа, забудьте про работу, остаемся все вместе дома.

Если уболтать ребенка вечером удается, то с утра настает час Х. Ждать его не будем, а просто сразу включаем мультфильмы. Ребенок отвлекается и настраивается на позитивный лад. Попробуйте! 10 минут достаточно. Если малыш не любит мультфильмы, включите любимую музыку и потанцуйте.

  • Активно участвуйте в жизни детского сада

Просят собрать батарейки? Или принести луковицу тюльпана, чтобы высадить ее на участке в саду? Не пренебрегайте этими просьбами. Помните, совместное дело объединяет! Знаете, как ребенку приятно что-то приносить в детский сад и получать благодарность от воспитателя?

Однажды нас попросили принять участие в акции по сбору использованных батареек. Сын детский сад на тот момент не особенно жаловал. Поскольку дома батареек не нашлось, мы повесили объявление в подъезде и банку – на следующий день там уже лежала пара батареек, а через день – еще пара. К концу недели мы принесли в детский сад банку, заполненную батарейками. Мало того, что ребенок был рад, он почувствовал, что вносит свою лепту в спасение окружающего мира. А разве супермен экологического масштаба может бояться ходить в детский сад?

  • Нарисуйте день

Время спать? Подождите! Нарисуйте то, как прошел ваш день. Начните вы с хороших новостей и постарайтесь их визуализировать: на бумаге или мольберте, а затем приобщите к этому ребенку. Так вы научите его видеть позитивные стороны в детском саду, а напомнить лишний раз о чем-то хорошем – значит, сделать его лучшим.

Автор – Даниленко Мария, мама двоих детей.

Детские плачи, малыши, смотрящие вслед мамам и папам в окно, разговоры с вечера «Не хочу в садик» — суровые будни родителей дошкольников. По оценке психологов, адаптация к детскому саду может занимать до трех месяцев, а в тяжелых случаях – затянуться на года или вовсе вызвать резкое неприятие детского коллектива. Мне, как маме обоих детей, которые начинали ходить в сад со слезами, а потом уходить оттуда не хотели, есть чем поделиться.

Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию (статья)

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Готовимся к детскому саду заранее

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою „рабочую“ сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

Как помочь ребенку пережить адаптацию в детском саду?

Планирую в следующем месяце отдавать 2 летнего ребенка в детский сад. Как раз еще тепло, может будет меньше болеть, хотя он у нас очень восприимчивый к различным заболеваниям. Поэтому очень беспокоюсь по этому поводу, ведь ребенок попадает в коллектив, где очень часто приходят детки как не с соплями, так с кашлями. Подскажите пожалуйста, может есть какое нибудь альтернативное средство для укрепления детского организма? Как нам пережить адаптацию в садике, чтобы она не принесла нам кучу различных недуг?

Привет! Чтобы публиковать посты, и получить полный доступ к функциям проекта, войдите или зарегистрируйтесь.

А не рановато Вы отдаете ребенка в садик? А чтобы не было проблем с болезнями, надо укреплять иммунитет витаминками, фруктами и овощами.

Педиатры советуют принимать иммуностимуляторы такик как арбидол, анаферон и другие аналоги.

Вы решили отдать ребеночка в сад и в правильном возрасте, и в правильное время года. Альтернативного средства для укрепления организма не бывает — здесь все традиционно. А вот что очень важно — это психологичекая адаптация ребенка. Походите с ним в садик, погуляйте вместе с ребятишками на участке. Расскажите, какие интересные игрушки есть в группе. Пусть познакомиться с кем-нибудь из малышей и воспитательницей. Если ребенок будет спокоен, то и болеть не будет. Главное — минимизировать стресс при расставании с мамой и вливании в коллектив. Удачи вам!

Обязательно начните закаливать ребенка, обливайте ножки водой, постепенно снижая температуру. Занимайтесь ежедневными горячими обтираниями и 1-2 мин. воздушных ванн, с последующим растиранием. Обязательно первое время забирайте малыша из сада через 2-3 часа.

Планирую в следующем месяце отдавать 2 летнего ребенка в детский сад. Как раз еще тепло, может будет меньше болеть, хотя он у нас очень восприимчивый к различным заболеваниям. Поэтому очень беспокоюсь по этому поводу, ведь ребенок попадает в коллектив, где очень часто приходят детки как не с соплями, так с кашлями. Подскажите пожалуйста, может есть какое нибудь альтернативное средство для укрепления детского организма? Как нам пережить адаптацию в садике, чтобы она не принесла нам кучу различных недуг?

Адаптация детей к коллективу в детском саду и школе

Как ускорить адаптацию ребенка в детском саду, в школе: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу. Узнайте, как «Тенотен детский» помогает справиться с кризисом адаптации в школе и детском саду.

Содержание

Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации

Отрицательные эмоции

Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного. Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу. Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.

Отрицательным эмоциям обычно сопутствует страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.

У ребенка на фоне стресса иногда проявляется гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.

Положительные эмоции

Первые дни адаптация в детском саду или школе обычно проходят без проявления положительных эмоций: новая обстановка его попросту пугает, поэтому малыш часто из задорного весельчака превращается в крайне закрытого, немногословного и порой плаксивого ребенка. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее на его лице вновь появится улыбка.

Социальные контакты

Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество. Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве». Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.

Познавательная деятельность

На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.

В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Рассказать малышу о новом режиме дня

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к детскому саду, расскажите ему о режиме дня, который надо соблюдать. Объясните, что нужно слушаться воспитательницу, не отказываться от еды и дневного сна, даже если хочется поиграть или погулять. Не пугайте сына или дочку рассказами о наказаниях, лучше настройте его на то, как интересно будет в детском саду. Объясните, что малышей в группе много, поэтому воспитательница не сможет быстро реагировать на все просьбы.

Познакомить малыша с новыми условиями

В течение первого месяца приводите ребенка в детский сад только на 1-2 часа, например на время прогулки. Когда малыш немного привыкнет, оставляйте его в группе на полдня. Если адаптация ребенка в детском саду проходит нормально, можно посещать его в обычном режиме. Некоторые малыши не сразу привыкают к детскому саду, в этом случае родителям стоит поговорить с воспитателями и подобрать индивидуальный график.

Ограничить количество требований дома

В период, когда происходит адаптация в детском саду, постарайтесь временно ограничить дома количество запретов, ведь малыш и так постоянно с ними сталкивается, когда находится под присмотром воспитателей. Разрешите ребенку побегать, поиграть с любимыми игрушками, немного покапризничать. За день у малыша накапливается много положительных и отрицательных эмоций, справиться с которыми он пока не в состоянии. Это нормальное явление для детей дошкольного возраста.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Развивать познавательную мотивацию

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к школе, постарайтесь развить у него интерес к учебе. Расскажите, что уже скоро он сможет сам прочитать любимую сказку или подписать открытку бабушке, узнает много нового о животных, природе и разных странах. Школа должна быть привлекательна для ребенка по понятным ему причинам, поэтому не стоит использовать сложные абстрактные аргументы, например «учеба поможет тебе вырасти умным».

Поддерживать ребенка

Разделяйте вместе с малышом первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к школе. Как можно чаще хвалите первоклассника за любое достижение – от правильно собранного портфеля до «пятерки» за контрольную работу. Если Вас огорчают поступки малыша, спокойно скажите ему об этом в корректной форме. К примеру, подойдет фраза «мне неприятно слышать, что в школе не довольны твоим поведением». Для ребенка в этом возрасте крайне важно мнение взрослых, поэтому он обязательно прислушается к Вашим словам.

Проводить больше времени с ребенком

В период адаптации ребенка к школе чаще разговаривайте с первоклашкой, спрашивайте, как складываются отношения с учителями и одноклассниками. В выходные сходите с малышом в цирк, в театр или на выставку, а в будни старайтесь проявлять как можно больше ласки и заботы.

Придерживаться режима дня

Продумайте распорядок дня малыша, ведь планировать свое время самостоятельно школа научит его не сразу. Повторение одних и тех же событий дает ощущение спокойствия и стабильности, а изменения могут привести к стрессу. Со временем соблюдение режима станет привычкой, и малыша не нужно будет каждый раз усаживать за выполнение домашней работы, заданной в школе.

Адаптация ребенка к школе всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Чтобы малышу было проще пережить период привыкания к изменениям в его жизни, стоит подобрать безопасный и эффективный успокаивающий препарат, положительно влияющий на внимание и усидчивость.

Астеновегетативный синдром при адаптации детей к новому коллективу

Астеновегетативный синдром – это достаточно распространенное явление у детей различных возрастов. Причиной его развития может стать любое нервное перенапряжение, в том числе во время адаптации ребенка к детскому саду или школе. Этот синдром сопровождается вегетативными нарушениями: снижение давления, учащенное сердцебиение. Часто наблюдается непереносимость шума или яркого света, потеря аппетита, мышечная боль, расстройство сна, головная боль у детей . Ребенок становится раздражительным и плаксивым, у него может подняться температура. Следствием астеновегетативного синдрома может быть снижение концентрации внимания, памяти и интеллектуальной деятельности. Все эти неприятные проявления могут значительно затруднить процесс адаптации малыша к детскому саду или школе.

Как Тенотен Детский помогает справиться с кризисом адаптации

Препарат разработан и создан по особой технологии специально для детского возраста. Тенотен Детский успокаивает, снимает тревогу, нервозность и раздражительность, которые часто наблюдаются у малышей в период адаптации к саду или школе. В отличие от многих других средств, препарат можно давать ребенку с 3 лет, в том числе и при астеническом синдроме. В работах Е. В. Михайловой и М. Ю. Галактионовой* было доказано, что курс лечения данным средством приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса. Исследователи подтвердили, что Тенотен Детский улучшает настроение, успокаивает, устраняет основные признаки астении (хронической усталости), способствует снижению капризности и раздражительности, за счет чего адаптация ребенка в детском саду или школе протекает более легко и спокойно.

Тенотен Детский поможет ребенку быстрее приспособиться к школьной жизни!

*Михайлова Е. В. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний / Е. В. Михайлова, Т. С. Ильичева// Лечащий врач. — 2009. — № 8. — С. 68—71.

*Галактионова М. Ю. Эффективность использования препарата «Тенотен детский» при лечении синдрома вегетативных дисфункций у детей и подростков / М. Ю. Галактионова, И. Р. Пан // Педиатрия. —2010. — Т. 89, № 1. — С. 18—22.

Ребенок vs. детский сад – как мы все-таки привыкли

Сегодня пошла четвертая неделя, как Степка ходит в сад всерьез – на целый день. Пожалуй, последний месяц я нервничала не меньше, чем после выписки из роддома. А ведь готовиться-то к торжественному вручению сына воспитателям я начала еще полгода назад… Зато теперь могу открыть настоящую школу молодого бойца для мам, выходящих из декрета. Попробую собраться с мыслями и рассказать по порядку, как это было.

Итак, исходные данные: имеется ребенок-двухлетка, который умеет самостоятельно обращаться с ложкой, в развитии не отстает, характер имеет общительный, а иногда и буйный (весь в меня!).

Я решила делать все по уму: в первый день повела в сад знакомиться с воспитателями и группой. Сначала все было гладко: вместе посмотрели, как детки гуляют и играют, поздоровались с нянечками. Вроде Степан заинтересовался, но уже минут через 20 начал капризничать, потом какой-то не в меру резвый ребенок цапнул приглянувшуюся ему машинку – тут уже сразу рев, поэтому пришлось идти из сада домой.

Это было в понедельник, потом еще пару дней мы туда ходили вместе в «тестовом режиме», а к четвергу я решила, что пора уже хотя бы час-два провести в детском саду без мамы. С собой взяли старого боевого друга, плюшевого енота, собрались с духом – и вперед. Ребенок явно подвоха не ждал, каждый день же вместе ходили, поэтому на выходе из дома капризов особо не было. А тут я помахала ручкой, посмотрела, как он пошел в группу, и ушла. Не успела еще выйти из здания – уже донесся знакомый плач. Когда я вернулась, такого рева уже не было, хныкал, но держался. Кстати, воспитатели в саду вам в любом случае будут говорить, что все прошло отлично. Я нашей звонила, та отвечает ровным голосом, что все хорошо, а на заднем плане все тот же плач.

На следующей день пошли все прелести адаптации: никуда не пойду, одеваться не хочу и все в таком духе… Пока пыталась его собрать, даже умудрился укусить меня. В саду вцепился в мою юбку, еле оторвали, сходу начал кидаться игрушками, кого-то даже толкнул… Дальше все знаю со слов очевидцев (воспитателей). Итак, Степа где-то час плакал, потом сходил на прогулку и, видимо, от перенапряжения, дома у нас с режимом не ладилось, очень хорошо уснул, но на обеде ничего почти не ел. В два я забрала его из сада – и снова слезы, капризы и совершенно ужасное настроение у нас обоих.

Следующие несколько дней я с ребенком просто мучилась. Плач в саду, плач дома, катание по полу, истерики и плохой сон – это если вкратце. Ругать я его не стала, наоборот, прижимала и успокаивала – но безрезультатно все было. На всякий случай сходили к неврологу. Врач «утешил», что еще как минимум неделю Степан будет привыкать, и это еще норма. Порекомендовал таблетки, которые помогут нервную систему разгрузить и быстрее адаптироваться (детский тенотен). Еще посоветовали мне от малыша многого не требовать и быть с ним помягче.

Облегчение пришло как раз к началу третьей недели. Я наконец-то смогла со Степкой нормально разговаривать, до этого при одном слове «сад» начиналась истерика. Обсуждали, как прошел день, он мне на своем языке односложно пытался что-то рассказать (с речью у нас пока все не очень ровно – еще просто рано ему). Заметно, что в целом в садике ему нравится. Ну вот, сейчас вроде все нормально, я свято верю, что теперь до самой школы все будет относительно терпимо. Хотя нам еще предстоит кризис трех лет, но ничего, справимся.

В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям

Практически перед всеми молодыми родителями рано или поздно встает вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад, ведь, увы, но декретный отпуск может длиться максимум три года. И далеко не в каждой семье есть возможность воспользоваться услугами няни. Да и бабушки далеко не всегда имеют возможность, да и. чего греха таить, желание дни напролет проводить с внуками. Вот тут – то на помощь родителям и приходит детский сад.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день попасть в детский садик очень и очень непросто. Однако проблема того, как попасть в детский сад, в рамках данной статьи рассматриваться не будет. Зачастую бывает так, что родителям удается добиться практически невозможного – получить место в детском саду. Однако не успевают они порадоваться этому, как сталкиваются с еще большей головной болью — ребенок не хочет ходить в детский сад. И тут очень важная адаптация ребенка в детском саду.

Конечно же, можно отмахнуться от нежелания ребенка, абстрагироваться от диких криков по утрам и водить ребенка в детский сад насильно, утешая тем, что рано или поздно он привыкнет. Однако детские психологи утверждают, что данная тактика поведения родителей оказывает весьма негативное влияние на неокрепшую детскую психику. И зачастую последствия подобных походов в детский садик могут отравлять жизнь ребенку многие и многие годы.

Причины отказа ребенка от посещения детского сада

А значит, данную проблему необходимо не игнорировать, а в срочном порядке решать. И первое, что необходимо сделать, это понять, почему ребенок капризничает, не хочет ходить в детский сад. Все дети являются абсолютно уникальными личностями, со своим образом мышления, взглядом на жизнь и способами проявления эмоций. А поэтому и причины, по которым ребенок активно протестует против посещения детского сада, также могут быть самыми различными. А, соответственно, и способы решения данной проблемы также должны быть различными. Более того – каждый ребенок требует своего индивидуального подхода.

Как показывает статистика, нередко сами родители являются виновниками формирования у ребенка негативного отношения к детскому садику. И начинаются эти проблемы в самом начале – во время адаптационного периода, через который происходят все дети без исключения. Детские психологи и врачи – терапевты разделяют все деток на три основных группы, в зависимости от того, как у них протекает этот самый адаптационный период:

  1. Первая группа адаптации. В эту группу попадают те малыши, которые переносят адаптационный период наиболее тяжело. Подобные малыши сразу же после начала посещения детского садика начинают непрерывно болеть, причем абсолютно независимо от времени года. Кроме того, в подобной группе малышей не редки различные нервно – психические расстройства, зачастую довольно серьезные.
  2. Вторая группа адаптации. Детишки, которые попадают во вторую группу адаптации, также сразу же после начала посещения садика начинают болеть различными простудными и острыми респираторными заболеваниями. Однако, в отличие от первой группы, у подобных малышей никаких нервно – психических расстройств не наблюдается, разве что некоторое легкое беспокойство в первые дни.
  3. Третья группа адаптации. Ну а к третьей группе адаптации специалисты относят тех детей, у которых адаптационный период проходит абсолютно без всяких осложнений. Однако, к огромному сожалению, в подобную группу адаптации к детскому саду попадает лишь очень небольшое количество малышей. И родителям очень посчастливится, если их чадо войдет в нее — адаптация детей в детском саду пройдет в этом случае гладко.

Очень часто родители спрашивают о том, какие факторы влияют на течение адаптационного периода. Одним из самых главных факторов – это тот возраст, в котором ребенок начал посещать детский сад. И, несмотря на то, что в ясельную группу детского сада начинается прием деток с полуторагодовалого возраста, и врачи – терапевты, и детские психологи крайне не рекомендуют отдавать ребенка в детский сад раньше, чем ему исполнится три года.

В противном случае, если ребенок совсем маленький, родители непременно столкнутся и с частыми заболеваниями своего малыша, и с различными нервно – психическими расстройствами. Однако и в том случае, если ребенок пошел в детский сад в более старшем возрасте, надеяться на очень легкую, и уж тем более быструю, адаптацию надеяться не стоит, иначе можно очень разочароваться.

Как правило, продолжительность адаптационного периода равняется примерно одному месяцу. Но, естественно, она может очень сильно варьироваться – от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Что может доставлять психологический дискомфорт ребенку?

Кстати говоря, нежелание ребенка идти в детский сад, страх перед ним в первые дни, и даже недели, после начала посещения вполне понятны и естественны. Более того – они свидетельствуют о том, что психологическое развитие ребенка протекает абсолютно нормально. Существует несколько основных факторов, доставляющих ребенку наибольший психологический дискомфорт:

Как всем известно, самым главным условием для психологического комфорта и уверенности ребенку жизненно необходима стабильность. Однако окружающая обстановка в детском саду радикально отличается от домашней обстановки. Причем зачастую ребенка из душевного равновесия могут выводить такие мелочи, на которые взрослый человек даже и внимания никакого не обратил бы – цвет занавесок, постельного белья, освещение и прочее.

Существует одна избитая истина – перед тем, как отдать ребенка в детский сад, обязательно постепенно переводите его на тот режим дня, который будет в садике. Однако практически всегда родители игнорируют этот очень разумный совет. И в результате ребенок, который привык спать до 10 – 11 часов утра, неизбежно будет протестовать против того, что его в 7 утра насильно извлекают из теплой кровати и практически волоком тащат в детский сад. Да еще и любимая мамочка уйдет. Ну как тут горько не расплакаться?

Для того чтобы избежать лишнего раздражающего фактора для психики ребенка, необходимо заранее узнать распорядок дня в том детском саду, который будет посещать ребенок. И начинать, как минимум за месяц до предполагаемой даты первого посещения детского сада начинать приучать ребенка к нему. Этим самым родители в очень большой степени облегчат жизнь и себе, и своему малышу.

Еще один фактор, против которого очень сильно протестуют очень многие дети – это коллектив. И в этом нет ничего удивительного – несколько лет весь мир крутился вокруг ребенка, его чувств, желаний и потребностей. А теперь ребенок окружен большим количеством детей, и он больше не является центром внимания, так как воспитатель при всем своем огромном желании просто физически не может отдавать все свое внимание каждому ребенку в отдельности.

Как правило, особенно сильным травмирующим фактором это является для тех детей, которые в семье одни, либо младшие. Ведь чего греха таить – младшие детки всегда бывают немного более избалованными, даже в том случае, если родители изо всех сил стараются ни в коем случае не разделять детей. Для того чтобы снизить степень тяжести данного травмирующего фактора, психологи советуют как можно чаще окружать малыша детьми – на детских площадках, детских праздниках.

Достаточно большое количество незнакомых людей, которые начинают окружать ребенка, который пошел в детский садик. Воспитатели, няни, музыкальные и физкультурные работники – ребенку крайне тяжело привыкнуть к ним. Ребенок начинает испытывать серьезнейший психологический стресс, который и проявляется криками и плачем.

Для того чтобы избежать этого, необходимо своевременно озаботиться вопросом социализации малыша. Не стоит держать кроху дома, вдали от общества. Чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми людьми, тем безболезненнее для него пройдет период адаптации в детском саду. Ребенок может общаться с дальними родственниками, друзьями мамы и папы, в конце – концов, с бабушками на лавочке у подъезда.

Кстати говоря, очень многие детские психологи советуют родителям изыскать возможность, и заранее познакомить ребенка с воспитателем в детском саду. Как правило, педагоги не бывают против подобного и с удовольствием разрешают приводить малыша немного раньше, чем он пойдет в детский садик.

Кроме того, ни в коем случае нельзя игнорировать во время адаптационного периода и так рекомендуемое и психологами, и педагогами совместное пребывание в группе мамы и ребенка. Оно в значительной степени облегчает течение адаптационного периода. И это неудивительно: с одной стороны, ребенок постоянно находится с мамой, а с другой стороны – он имеет возможность знакомиться с коллективом, окружающей обстановкой. И те родители, которые сразу же приводят ребенка на весь день, сталкиваются с гораздо большим количеством проблем, чем те, кто был в это непростое для ребенка время адаптации к детскому садику рядом с ним.

Для любого ребенка мама – это даже не центр вселенной, это вся вселенная. А в садике ребенок вынужден расставаться со своей горячо любимой мамочкой. И это не удивительно – ведь раньше – то вы были вместе неразлучно практически все время. Зачастую этот стрессовый фактор является одним из наиболее тяжелых в период адаптации ребенка.

Не стоит злиться на плачущего ребенка, который отчаянно хватает вас за одежду – он действительно искренне верит в то, что мама может уйти и не вернуться за ним. И тот факт, что и вчера, и позавчера вы возвращались за ним, и сегодня тоже вернетесь, и любые другие разумные доводы не в силах унять панический страх ребенка.

Для того чтобы облегчить моральное состояние ребенка, необходимо заранее приучать ребенка к тому, что мама иногда уходит. Но всегда возвращается обратно. С самого раннего оставляйте кроху хотя бы на короткий промежуток времени – с папой, бабушкой, подругой. И во время адаптационного периода в детском саду ребенку будет гораздо легче.

Кстати говоря, детские психологи дают родителям еще один очень полезный совет. Зачастую бывает так, что воспитатель отвлекает ребенка разговорами, либо игрушками. И когда внимание малыша переключится с мамы на что-либо другое, дает ей знак, чтобы она незаметно уходила. Однако этого делать ни в коем случае нельзя. Подумайте сами – ведь ребенок очень быстро снова вспомнит о вас. И какие чувства испытает ребенок, обнаружив, что мамы нет рядом? Разочарование, обида, а в худшем случае горькое чувство того, что его предали. И что самое страшное – ребенок с очень высокой долей вероятности перестанет вам доверять. И уж поверьте – это приведет к возникновению огромного количества проблем, причем на всю оставшуюся жизнь. Ведь не зря психологи утверждают, что абсолютно все психологические проблемы людей берут свои корни именно из детства.

Еще одной причиной того, почему ребёнок не хочет идти в детский сад, является банальный страх перед неизвестностью. Ребенок просто – напросто боится того, чего он не знает. Зачастую родители, слыша об этом от психологов, удивляются и возражают – но ведь ребенок ходит в детский сад уже неделю – две! Однако помните о том, что для ребенка крайне важна стабильность? А ощущение стабильности у любого человека, а не только у ребенка, вырабатывается примерно через месяц после радикальных изменений в жизни.

Так неужели же в этом случае нельзя ничего поделать? Конечно же, можно. Родители должны заранее, накануне, узнавать у воспитателя о том, что ожидается на следующий день – какие занятия, какие игры, меню. И обязательно очень подробно рассказывайте ребенку обо всем вечером, перед сном. А по дороге в садик еще раз расскажите об этом. Спустя несколько дней, когда ребенок убедится в том, что он заранее точно осведомлен о том, чего ему ожидать, он перестанет бояться неизвестности в детском саду.

Если проблема возникла не сразу

Достаточно редко, но все же бывает так, что проблема возникает не сразу. Ребенок долгое время – несколько месяцев, а порой и лет, с охотой посещал детский сад. А вдруг неожиданно, ни с того, ни с сего, категорически отказывается идти в садик. Что же случилось? Почему ребёнок отказывается ходить в детский сад в этом случае? Причин также может быть несколько. Мы рассмотрим самые основные из них:

Конфликт с конкретным воспитателем.
Иногда бывает так, что ребенок с охотой идет в детский сад к одному воспитателю, а при виде другого закатывается в истерике. Ни в коем случае не ругайте ребенка. Дома спокойно поговорите с ним, и выясните – почему же кроха так не любит конкретного воспитателя. Если ребенок жалуется на то, что воспитатель кричит, либо плохо обращается с детьми, обязательно проверьте эту информацию, поговорите с другими родителями. И если слова малыша подтвердились, обязательно поговорите об этом с заведующей детским садиком – ведь дошкольное образовательное учреждение не место, где сотрудники могут давать выход своим эмоциям, и уж тем более срывая свое плохое настроение на безответных детях.

Если же ребенок просто молчит, и ничего не хочет рассказывать, родители могут пойти на небольшую хитрость. Поиграйте с ребенком в детский сад! Во время игры очень внимательно следите за словами и жестами малыша – рано или поздно вы получите полную информацию о том, что происходит с вашим ребенком в детском саду. Ну а дальше необходимо действовать по ситуации. Очень редко, но приходится менять группу, или даже детский сад.

Очень часто причиной того, что ребенок капризничает и не хочет идти в детский сад, является банальная скука. Ребенку абсолютно неинтересно в детском саду, и в результате он хочет остаться дома, где возможностей для развлечения у ребенка гораздо больше. В таком случае единственное, что могут сделать родители – это поговорить с педагогами, работающими в детском саду. Если же это ничего не изменит, и ребенок по-прежнему будет откровенно скучать, родителям не останется ничего иного, как научить ребенка самому себя развлекать, и давать ему в детский садик свои любимые игрушки и игры. Однако помните о том, что детский сад посещают разные дети – и нет никакой гарантии, что новехонькую PSP разломают в первый же день.

В каком случае детскому саду все же не быть?

Однако, к огромному сожалению, в которых случаях, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, лучше его и не водить туда. В противном случае последствия могут быть крайне тяжелыми. К таким случаям относятся:

  • Слишком длительный период адаптации, без каких – либо улучшений: более трех месяцев.
  • Изменившее в сторону излишней агрессии поведение.
  • Тяжелейший нервный стресс, сопровождающийся энурезом, либо сильными ночными страхами.

Если же по каким – либо объективным причинам у родителей нет ни малейшей возможности отказаться от детского сада, не стоит тянуть время, полагая, что скоро все пройдет само собой. Разумнее обратиться за помощью к детскому психологу, для которого адаптация детей к детскому саду – хорошо знакомое дело.

Для того чтобы избежать этого, необходимо своевременно озаботиться вопросом социализации малыша. Не стоит держать кроху дома, вдали от общества. Чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми людьми, тем безболезненнее для него пройдет период адаптации в детском саду. Ребенок может общаться с дальними родственниками, друзьями мамы и папы, в конце – концов, с бабушками на лавочке у подъезда.

Рекомендуем прочесть:  Что делать если аппендицит у беременной
Ссылка на основную публикацию