Что Ребенок Должен Уметь К 2 Годам

Содержание

Что должен уметь ребенок к 2 годам?

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.

Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребенок в возрасте двух лет.

Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.

Большая моторика — это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:

умеет бегать;
умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге);
может маршировать;
может ударить по мячу ногой;
может ходить задом наперед;
способен сохранять равновесие на перекладине.

Мелкая моторика — это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется).

К этому возрасту ребенок должен уметь:

рисовать вертикальную линию;
строить башню или дом из 4—6 кубиков;
резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок — левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам.

Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи.

Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:

малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт;
выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия;
повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых;
стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции);
знает 130-200 слов;
объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Психологи называют период от 1,5 до 3 лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи.

В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.

Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания.

Итак, к двум годам ребенок должен уметь:

проситься и ходить на горшок; заинтересованно относиться к процессу одевания — охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться; мыть и вытирать руки; есть самостоятельно и уметь пить из чашки; уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; чистить зубы с помощью взрослого;
имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Понравилась страничка? Нажмите кнопку «Нравится» или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

Наташа:
Я считаю, что 130-200 слов для двух лет это много.

Ирина:
Имеется ввиду, что данное количество слов ребенок ‘знает’, а не говорит. Он ведь понимает слова кровать, шкаф, ванна и т.д., хоть и не говорит их все.

Любовь:
Полезная информация. Спасибо.

Светлана:
У меня дочке 1 год 11 мес. Она уже 150-200 (а то и больше) слов может сказать и даже выстраивает предложения из 3-4 слов (3-5 предложений в день) в основном предложения по 2-3 слова, и я считаю это нормой, потому как специально с ребенком никто не занимался, только общение родных. И всегда удивляюсь, когда мамы говорят, что их детки в таком возрасте не говорят вообще. Надо чаще заниматься с ребенком, называть все предметы, которые он видит, и самое главное, как я считаю, уметь правильно задавать вопросы своему ребенку, так чтобы он мог на них ответить.

Катерина:
Все зависит в первую очередь от ребенка. У меня старшая дочка к двум годам уже говорила предложениями, а вот младшая, ей сейчас год и девять месяцев, на своей тарабарщине болтает, еле понять можно и мало совсем, хотя все понимает, что ей говорят. Я не скажу что с ней меньше занимаюсь, и стишки она с движениями любит очень, движения все наизусть повторяет, а вот говорить. Так что все зависит от ребеночка в первую очередь.

Дамира Ахмедова:
Моей внучке Снежаночке 2,2 годика, она говорит много слов. Много чего делает самостоятельно, но не просится на горшок, ест сама в начале, а потом начинает баловаться. Знает свою фамилию, имя, в каком городе живет, улицу и № дома. Хотя выговорить улицу Белинского не просто. У нее получается очень хорошо. Сама не пытается одеваться. Игрушки убирает с трудом, с нежеланием. Зато знает много букв, считает до 12. Бабуля

Ольга:
Меня поразило что в 2-а года должен ребенок прыгать через «препятствие» и прыгать на одной ножке, мы стоять то не хотим на одной ножке, а прыгать. чересчур, зато можем крутить педали велосипеда и залазить-слазить по вертикальной леснице. И про ножницы. даже не пробовала давать дочке, хотя наверное стоит. Ходит на горшок с 1,2 года, но зато мало говорим. Все зависит еще и от ребенка, а не только от количества времени общения с ним.

Елена:
Правильно, дети все индивидуальны и развитие у всех происходит по-разному. Старший сын у меня начал говорить только в 3,4 года, но процесс его развития стремительно стал развиваться, в течении года он у меня заучивал стихи и песни, знал весь алфавит, хорошо считал и решал простые примеры. На данный момент он ничем не отстает от детей и даже во многом некоторых опережает в развитии. А дочка младшая наооборот очень ранняя. Всего хорошего и не отчаевайтесь!

Оксана:
Я тоже соглашаюсь с тем, что каждый ребенок индивидуален. Моему сыну 1,10 и он еще не говорит 200 слов, меньше, но все понимает, ходит, бегает, но прыгать никак у нас не получается, у нас все впереди, и не стоит расстраиваться, если ваш ребенок что-то не умеет в этом возрасте, каждый ребенок развивается по-своему!

Ольга:
Моей дочке 2 годика. Мы знаем много слов, говорим предложениями из двух-трех слов. Умеет пользоваться ложкой, вилкой, пьет из кружки. Прыгает, бегает, спускается, поднимается по ступенькам. Единственно, не может на горшок просится, сама садиться на горшок иногда и в штанишки писает. Стишки мы еще не умеем рассказывать. В два года мы ходили к логопеду, он нам вообще сказал, что мы чуть-чуть отстаем в развитии, он вообще сказал, что мы должны в два года знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый, рассказывать стишки сказки, ребенок должен показывать сколько годиков. Короче, задавала такие вопросы, что ребенок должен знать к трем годам. У меня книга есть по развитию речи и что должен уметь ребенок и там написано, что должен знать в год, два, в три года. Я считаю, что ребенок любой, даже если он не умеет говорить, он не отстает в развитии, даже везде в книгах, в интернете пишут, что до трех лет это нормально, если в три года он не заговорит, то нужно уже к логопеду. Дети у всех разные, пойдет в садик, там научится всему.

Ника:
Дочке 1 год и 7 мес. Знает, говорит около 100 слов. Думаю к 2-м годам будет говорит около 200 слов. Буквально на днях стала соединять 2 слова, уже говорит словосочетанием. Еще ножницы ей не давала, но оказывается надо учить ими резать. Цвета не знает и на горшок не проситься. (((

Светлана:
Моему сыну 1,11. Не говорит, но все прекрасно понимает, сам просится руки мыть, на горшок, зубы сам чистит, правда не очень хорошо, но сам пытается, прекрасно управляется с ложкой, вилкой, с кружкой, пытается рисовать красками, очень любит книги.

Алена:
Статья очень понравилась. Я действительно в этом возрасте соответствовала ей полностью. А вот мой ребенок тоже соответствует, но не разговаривает, кроме ма, па, ба.

Марина:
Вы знаете, моему сыночку 1 год и 11 месяцев, он у нас уже много чего может делать. Но ни как не можем приучить его к горшку, он прекрасно знает, что писать и какать нужно в горшок, он даже иногда садится на него и говорит «а-а-а», «пись-пись», но когда дело доходит он встаёт и все нужды справляет в штанишки. Подскажите как же нам его приучить.

Ирина:
Марина, посмотрите статью и обсуждение темы «Как приучить ребенка к горшку?». Возможно, эти советы вам помогут.

Людмила:
Работаю няней: моему малышу 18-го декабря исполнится два года. Хочу поделиться нашими общими успехами. Не буду перечислять то, что описано в разных статьях. Малыш, а зовут его Тема, знает все значащие буквы (говорю слово, а он называет начальную букву), называет цифры до 12 на часах (пазлы), правильно их расставляет (говорит по своему, но понятно), знает цвета и называет их, понять все можно (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, голубой, оранжевый, сиреневый, серый, серебристый, коричневый), различает трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран, самосвал, бетономешалка, легковой автомобиль, гоночный. Знает и называет ворону, воробья, синицу, снегиря, голубя, сороку, знает и называет домашних животных и домашних птиц и повторяет как они разговаривают. Любит читать книжки (называю книжку, а Тема достает ее с полки), читаем очень много, с «Теремком», «Колобком», читаем про крокодила Гену и Чебурашку, про котенка Тимку и медвежонка Димку, «Три поросенка» и многое другое. Тема сам раскладывает машинки, книжки на полки, собираем пазлы (простые сам, сложные вместе) и делаем многое другое. Самое главное — малыш разумный! Рассказываем вместе сказки (сюжет многих он знает), стишки А.Барто. Называет цифры и буквы на номерах машин, читает: ма-ма, па-па, ба-ба. А также вытирает стол после еды, лужи на полу, которые иногда случаются. И это далеко не все..

Рекомендуем прочесть:  Через Какое Время Заканчиваются Выделения После Родов

Евгения:
Приветствую всех пользователей! Выскажу своё мнение:
Развитие ребёнка, его навыки, интерес и стремления абсолютно и полностью зависят от степени лености родителей, преимущественно его мамы. Всё, что знает, умеет малыш к определённому возрасту, он узнал благодаря маме. В какой степени мать занимается с ребёнком, в такой же степени ребёнок будет развит.
Желаю всем вам терпения, любви, и вы непременно увидете успех своих родительских трудов и заботы .

Наталия:
Моему Сереже 2,4 года, но на сегодняшний день он говорит от силы 10 слов. И в основном молчит или бывает говорит на своем. Усидчивости нет. Как заставить, чтобы он научился говорить. Спасибо.

Вера:
Нам 2 года ровно, но мой сын мало говорит. Как можно развивать речь? в больнице прописали таблетки и уколы. Это нормально?

Ирина:
Какие уколы в этом возрасте? Дети бывает только к трем годам начинают много говорить. Больше разговаривайте с ребенком, занимайтесь, играйте. Главное, чтобы он понимал, что вы ему говорите, мог показать то, что вы спрашиваете или сделать то, о чем говорите. А заговорит, когда придет ЕГО срок. Но и оставлять на самотек тоже не надо, занимайтесь развитием ребенка, сейчас очень много развивающих пособий, играйте в развивающие игры.

Варвара:
Очень понравилась статья. Почитала отзывы и на душе стало легче. Ведь все мамы считают, что их чадо самое феноминальное, если чего-то не умеют, то очень расстраиваются. Нашему сыну 2 года, он тоже все понимает, много чего говорит, но никогда не повторяет, если попросишь и это меня немного беспокоит.

Татьяна:
У меня дочка в 1.2 годика говорила всё и наизусть рассказывала сказки Чуковского. Теперь сыну 1.7 болтает на своём. Повторяет практически все слова, но говорить не хочет нормально. Выучили уже половину азбуки, а играть ему интересно с айпадом и айфоном. Игрушки интересны только музыкальные. Гуляем часами по улице, чтоб он хоть чуток устал. Спать не хочет совсем. Уже и не знаем, чем его завлечь.

афсана:
у нас сын. 1 год и 10 мес. говорит много, но пока предложения не строит. все понимает, выполняет, разденется, зубки почистит, игрушки уберет, если за окном слышен самолет, подбегает к окну, на горшок то просится, то как ни в чем не бывало:)))), не ругайте! терпения и еще раз терпения! СОГЛАСНА, ВСЕ ДЕТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫ

Алла:
У меня трое детей. Старшая дочь в 2 года заговорила предложениями, а в 2.5 наизусть рассказывала всем известное «У лукоморья дуб. » причём полностью, до конца. Ей уже 6 и она очень активный ребёнок. Младшая в 1.8 предложениями заговорила, но в силу повышенной скромности она не разговорчивый ребёнок и многие думали, что она и в 3 года не умеет говорить, несмотря на то, что она знала и стихи и песни, но всё это было только для мамы. В некоторой степени инфантильный ребёнок. Сыну 1.9, он делает всё, что тут написано, кроме прыжков (до 2-х время ещё есть) и говорит всего 3 слова: мама, папа, идём — превратил в дёёёё — вот и пожалуйста у одних родителей все дети разные, причём во всём! Большинство читательниц сделали правильный вывод — ВСЕ ДЕТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫ. А задержка развития (как любая болезнь) характеризуется совокупностью отсутствия МНОГИХ навыков. Главное, чтоб ребёнок всё понимал, а если что не получается. так для этого и нужна мама, помогайте малышу и не требуйте рекордов и не сравнивайте с более сильными и ловкими, дабы не привить ненужных комплексов.

Екатерина:
Девочки, самый большой совет — бросайте интернет и больше занимайтесь детьми. Поверьте, с ними намного интересней, чем здесь)))).

Александра:
Моему малышу год и 10 мес, разговаривает предложениями, просится на горшок, на улице терпит, сколько одевали памперс страховались, всегда сухой был, памперсы больше не покупаем, кушает и ложкой и вилкой, по 2, 3 строчки из стихотворения говорит сам, дальше напоминать нужно, знает цвета чёрный, красный, зелёный, синий, жёлтый, фигуры — круг, квадрат, книжку приносит какую попросишь, рассказывает всё, что на картинке, просто нужно постоянно заниматься и разговаривать с ребёнком, стараться обсуждать каждое его действие.

Наталья:
Дорогие мамочки, хочу поправить некоторых высказавшихся. Моей дочери год и девять месяцев, она уже пол года как сама кушает, давно пьет из чашки, просится на горшок и даже сама снимает штанишки и садится, знает цвета, рисует линии красками и карандашами, лепит пластилин, знает основных домашних и диких животных, рыб, птиц, насекомых, знает овощи, фрукты и цветы, некоторые деревья, все предметы быта и одежды, собирает ПРАВИЛЬНО пирамидку, строит кубики, пытается одеваться, умеет включать и выключать телевизор, компьютер, микроволновку, воду, ходит по лестнице и еще много другого устану перечислять, НО она не умеет прыгать, и не говорит, она говорит две три буквы из слова, таким образом слов она говорит очень много, к примеру здравствуйте у нее будет: — ДЛЯ, спасибо, почему-то: — Си, мы занимаемся и читаем каждый день. Поэтому не нужно говорить что это из-за того, что мама ленивая, это всего лишь особенности ребенка. Не отчаивайтесь всему свое время.
PS. Говорю вам ТАК, а сама жду когда же она уже заговорит)))

Анастасия:
Здравствуйте все! Дорогие мамы, если вас на самом деле есть животрепещущие вопросы по развитию речи вашего ребенка, отведите его к специалисту, пусть посмотрит. Потому как у всех разные представления о том, как именно должен ребенок разговаривать. Например, для ребенка в год норма говорить 10 слов примерно. НО! Например слово улица он может произносить как «у». И это нормальное слово для этого возраста. Если ребенку 1,5 и он вообще молчит, не тяните резину, идите к психо-неврологу (по старому психиатр). И не надо его бояться, сделают снимок головного мозга, посмотрят, все ли мозговые структуры созрели. Нет — выпишут лекарство. Не надо ждать трех лет. Во-первых, с ребенком может быть на самом деле что-то серьезное, если вычислить это заранее, то можно помочь. В этом случае, время играет против нас. Во-вторых, все психические процессы цепляются друг за друга, без развитой в срок речи не может полноценно развиваться, например, мышление. И получится, что, к примеру, ребенок очень умный, много всего знает и умеет, а вот с какой-то одной функцией мышления, пусть даже незначительной, что-то не то, и в последующей жизни это не исправится, потому что для развития каждого психического процесса свой срок. В общем, нечего сидеть и ждать у моря погоды, если действительно что-то вызывает беспокойство обратитесь к профессионалу, а он уже скажет что делать именно в вашем случае.

Ольга:
А вот моему сыну 2,1 год и он ничего толкового не говорит — зато знает все буквы, считает до десяти, сам загружает приложения в iPad с любимыми мультиками) слова повторяет, конечно, но получается не очень) он вообще делает только то, что сам хочет, кушать сам не хочет и на горшок не хочет ) зато читаем часами и пазлы складывает из 6-7 предметов. Детки все индивидуальны, нельзя всех сравнивать по одной мерке написанной в книжке) я еще не знаю ни одного человека, который не научился бы кушать ложкой, разговаривать или какать в туалет.

Елена:
150-200 слов к 2-м годам это мало, а не много, точнее это тот минимум, к которому нужно стремиться. Нормы даны для того, чтобы родители не пропустили важного. В наше время найти мультик в интернете, для детей 2-х лет (и даже младше), не проблема. Это делает каждый ребенок, которому позволяют родители играть на планшетах и других гаджетах. НО.. именно те дети, которым рано дали в руки планшет, имеют проблемы в речевом развитии, в социальных отношениях и делают, что хотят и когда хотят. Если ребенок опережает возрастные нормы по некоторым пунктам (интеллектуальным), а по другим далек от нормы (особенно это касается навыков самообслуживания и социальных отношений) — это не индивидуальность, это сигнал к тому, что есть сбой, на который срочно надо обратить внимание. Я работаю с детьми АУТИСТАМИ и я знаю много детей КАКАЮЩИХ и ПИСАЮЩИХ в штаны как 5-летних, так и 25 летних. Если этот навык не усваивается к 3-м годам (на уровне взрослого рефлекса — терпеть, оповещать, «контрольный слив»), то ребенку нужна помощь специалиста (уролога, психолога, дефектолога и даже психиатра — в зависимости от сути проблемы).
Да, и задержка речи влечет за собой задержку развития всех процессов. Ребенок, не имеющий возможности полноценно общаться со сверстниками, теряет интерес к ним, замыкается, снижается познавательные процессы, как следствие набирает обороты только избирательный интерес, пропадает интерес к игре физическими игрушками (не компьютерными, а машинами — куклами), что влечет за собой не понимание сюжетно-ролевой сути происходящего вкруг него.
Поэтому если Ваш ребенок:
— сильно опережает сверстников по отдельным пунктам и сильно отстает по другим (допустимое отклонение от нормы 2-3 месяца для детей 1-4 лет, т.е. если по норме 1.6, то диапазон 1.3 — 1.9 можно считать нормой)
— есть проблемы с речью: не говорит вообще (согласно возрастных норм), не правильно структурирует предложение (согласно возраста), имеет не внятную речь (согласно возраста), цитирует мультфильмы или фильмы, но при этом не называет предметы по сути (например во время просьбы) и не запоминает название предметов
— Не реагирует или плохо реагирует на ваши просьбы и инструкции
— не имеет указательного жеста (не указывает пальцем на нужный ему предмет), а вместо этого кричит, плачет или берет вашу руку и показывает ею, чего хочет
— Имеет проблемы с имитацией (повторение движений или действий за взрослым — сложность движений согласно возрасту)
Рекомендую обратиться к специалистам, чем раньше тем больше шансов на успех. с ув.Елена (воспитатель-психолог реабилитационного центра для детей аутистов)

Елена:
Резать бумагу? Прыгать на одной ножке? Вы серьезно?

elena:
u nas malish navernoe pozje nachnet govorit, t.k. mi s rojdeniya s nim govorim na 2’h yazikah. on znaet nekotorie slova, govorit ochen korotkie predlojeniya, naprimer, gde mama ili gde papa, nazivaet imena roditelei, govorit deda. hochu chtobi ego rech razvivalas bolshe, no ne znau kak, podskajite.

Ирина:
Доброй ночи мамочки, сейчас сыночку полных 2 года 11 месяцев. Разговаривать катигорически отказывается. Слова, а речь и предложения не хочет говорить. Я уже места не нахожу, подскажите, что мне делать?

Светлана:
Моему сыну 1,11. Не говорит, но все прекрасно понимает, сам просится руки мыть, на горшок, зубы сам чистит, правда не очень хорошо, но сам пытается, прекрасно управляется с ложкой, вилкой, с кружкой, пытается рисовать красками, очень любит книги.

В 3 года что должен уметь ребенок? Что должен знать ребенок в 3 года?

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

Рекомендуем прочесть:  Фото живота в 16 недель беременности фото

Особенности возраста

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу в 3 года, что должен уметь ребенок, и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

Основа познавательной активности

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью. Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

Навыки самообслуживания

Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

К трем годам ребенок должен уметь:

  • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
  • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
  • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
  • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

Социальная сфера

Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.

  • В этом возрасте малыш ощущает потребность в совместных играх, пытается найти себе партнеров со схожими интересами.
  • Возникает желание играть не просто рядом с детками, а вместе с ними, выполнять одну задачу, соблюдая установленные правила.
  • Ребенок обращается к окружающим по имени.
  • Малыш осознает опасность и избегает трудных ситуаций.
  • Ребенок может представить то, о чем ему рассказывают взрослые, рисует образы в подсознании.
  • К достижению трехлетнего возраста дети уже начинают анализировать собственные поступки и последствия, к которым они могут привести.

З года – кризисный период

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

  • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
  • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
  • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
  • Находить несколько отличий между предметами.
  • Запоминать несколько картинок.
  • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
  • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
  • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Существуют нормы того, что должен уметь ребенок в 3-3,5 года, которые характеризуют степень развития мышления:

  • Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
  • Выкладывать небольшие пазлы.
  • Проводить аналогии между предметами и явлениями.
  • С легкостью осваивать игры-вкладыши.

Математика

  • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
  • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.
  • Правильно отвечать на вопросы.
  • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
  • Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика

Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:

  • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
  • Изображать простейшие явления.

Окружающий мир

  • Называть свое имя.
  • Знать людей из ближайшего окружения.
  • Находить предметы повседневного использования.
  • Знать основные цвета.
  • Различать элементы и детали предметов.

Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

3 года – важный этап

Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Что должен уметь ребенок в 2,5 года

Мамы по прежнему продолжают интересоваться вопросами: Правильно развиваться малыш в 2, 5 года? Какова нормы развития ребенка в 2,5 года. Мы поможем вам в этом и расскажем об основных навыках и умениях ребенка в 2,5 года.

Малыш, которому исполнились два с половиной года, должен уметь следующее:

♦ самостоятельно и довольно уверенно пить из чашки; пользуясь чашкой, ребенок уже практически не проливает ее содержимого — разве что поторопится или начнет баловаться во время еды; чашку ребенок этого возраста уверенно держит в руках;

♦ самостоятельно кушать; малыш достаточно крепко держит в руке ложку и уверенно ложкой пользуется; хотя, конечно, у малыша этого возраста при еде некоторая часть пищи может оказаться на груди, а некоторая часть непременно окажется размазанной по щекам;

♦ кушать, сидя за общим столом; сидя за обеденным столом вместе с другими членами семьи, ребенок чувствует себя уверенно и комфортно; он уже знает свое место за столом и обижается, если кто-то займет это место, и он очень обижается, если его вообще по каким-то причинам не посадят за обеденный стол;

♦ принимать участие в общей беседе; понимать и принимать тон беседы (серьезный, ироничный, шутливый и пр.); ребенок уже хорошо понимает подшучивания над ним взрослых и, в свою очередь, сам пытается со взрослыми шутить; это говорит о том, что ребенок уже имеет чувство юмора;

♦ принимать активное участие в одевании; самостоятельно одеваться малыш еще не может, зато он уже может самостоятельно раздеваться (маме остается только проследить, чтобы ребенок аккуратно разложил свою одежду; если мама за этим не проследит, она потом может долго разыскивать его одежду: курточку найдет в прихожей, один сапожок — в детской, другой — на кухне, а шапочку и варежки — в кабинете у папы на шкафу);

♦ самостоятельно умываться, мыть руки с мылом или без мыла; вытирать лицо и руки полотенцем; мамы, имеющие опыт воспитания детей, знают, что дети этого возраста зачастую ленятся умываться, но умеют умываться они хорошо; о необходимости умываться малышам следует постоянно напоминать;

♦ самостоятельно причесываться; ребенок демонстрирует хороший навык причесывания, если в руках у него гребешок с редкими зубьями или массажная щетка; если же причесы­ваться приходится расческой с частыми зубьями, навык оставляет желать лучшего — малыш не столько причесывается, сколько приглаживает волосы расческой;

♦ может пробовать надевать обувь; ребенок уже довольно уверенно надевает домашние тапочки, может надеть и сандалики — справится с пряжками; а вот с надеванием осенней или зимней обуви у него могут возникнуть пробле­мы — особенно, если обувь на шнурках; с обувью на «липучках» малыш этого возраста справляется вполне уверенно; впрочем это не значит, что ребенку следует покупать исключительно обувь на «липучках»; когда-то ведь надо осваивать и навык завязывания шнурков; довольно часто ребенок по неопытности надевает обувь не на ту ногу, причем, если ошибку не исправить, он не будет испытывать особенных неудобств, не будет стремиться переодеть обувь;

♦ ходить практически так же уверенно, как ходит взрослый человек; демонстрируя почти совершенный навык ходьбы, ребенок все же иногда падает; но причина падений, как правило, — в невнимательности;

♦ довольно быстро и уверенно бегать; если ребенок во время бега падает, то в большинстве случаев не ушибается сильно и не плачет; объясняется это тем, что малыш уже научился падать;

♦ подниматься и спускаться по лестнице без помощи взрослых; ребенок этого возраста и поднимается-то по лестнице, как поднимается взрослый человек, — он ставит ногу на одну ступеньку, затем ступает другой ногой на другую ступеньку, и так спокойно идет вверх;

♦ прыгать с места; следует, однако, сказать, что ребенок двух с половиной лет прыгает еще недалеко;

♦ уверенно и много говорить; большинство детей этого возраста уже имеют достаточно хорошее произношение; если ребенок говорит не спеша, если старается говорить ясно, сглаживаются даже имеющиеся дефекты произношения; ребенок задает очень много вопросов и настойчиво добивается ответов.

♦ самостоятельно умываться, мыть руки с мылом или без мыла; вытирать лицо и руки полотенцем; мамы, имеющие опыт воспитания детей, знают, что дети этого возраста зачастую ленятся умываться, но умеют умываться они хорошо; о необходимости умываться малышам следует постоянно напоминать;

Развитие в 2 года: что должен уметь делать ребенок

Для каждого родителя наиболее волнительным является вопрос о том, насколько правильно развивается его ребенок. Жестких рамок того, что должны уметь дети в том или ином возрасте, нет, ведь каждый из них индивидуален. Умения, выработанные у конкретного ребенка, не являются общим показателем развития. Что с легкостью дается одному малышу, другому не всегда выполнить под силу. Однако существует общепринятый минимальный набор навыков, которыми должны обладать малыши в 2 года.

Содержание:

  • Физическое развитие
  • Развитие мелкой моторики
  • Речевые навыки
  • Эмоциональное развитие
  • Социально-бытовые навыки
  • Познавательные навыки. Мышление

Физическое развитие

Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:

  • легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
  • подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
  • сменяет шаг на бег;
  • спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
  • кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
  • удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
  • любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
  • перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
  • рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.

Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.

Развитие мелкой моторики

Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, ведь от этого зависит и развитие речи ребенка. Помогут занятия с некрупными предметами: собирание или нанизывание бусин, игры с фасолью, мелкими камешками, которые по одному нужно собрать в коробочку, занятия с пластилином и ножницами, прочие игры.

Брать в руки подобные предметы двухлетний малыш может только под присмотром взрослого, чтобы не допустить их проглатывания или попадания в дыхательные пути.

Видео: Игры на развитие мелкой моторики.

Речевые навыки

Наиболее спорным является вопрос развития речи двухлетнего ребенка. Одни малыши к 2 годам могут повторять детские стихи за взрослыми, другие знают только «мама» и «папа». И второй случай – вовсе не отклонение от нормы. Факторов, влияющих на развитие речи, множество. Так, замечено, что мальчики начинают говорить позже своих сверстников девочек. Посещающие детские коллективы ребята также заговорят раньше.

В течение второго года жизни в запасе малыша, как правило, появляется около 200 слов, речевые же навыки состоят в следующем:

  • слова-заменители и звукоподражание заменяются правильным произношением;
  • повторяет слова за взрослыми, не всегда понимая их смысл;
  • активно задает вопросы, на первом месте среди которых – «это что?»;
  • в разговоре может говорить о себе в третьем лице;
  • составляет предложения из трех и более слов;
  • связно выражает свои мысли, может составить текст из 3-5 простых предложений, рассказывая о событиях дня;
  • различает антонимы (большой – маленький, верх – низ, долго – быстро);
  • называет знакомые предметы на картинках, может описать изображенное на них действие;
  • произносит свое имя и имена знакомых, использует прямые обращения.

Говорить с ребенком нужно четко, не коверкая слова, добиваясь повторения новых слов с пониманием их смысла.

Видео: Нормы речевого развития двухлетнего ребенка.

Эмоциональное развитие

В 2 года ребенок очень требователен, и это неудивительно, ведь именно сейчас он становится личностью со своим мнением. Эмоциональные навыки разнообразны, вот только некоторые из них:

  • при общении со знакомыми людьми выражает яркие эмоции;
  • радуется при удачных попытках задуманного, при неудачных – выказывает недовольство;
  • плачет, если слышит отказ, неодобрение действий;
  • все еще привязан к маме, но общение с незнакомыми людьми, особенно детьми, вызывает живой интерес;
  • самостоятельно налаживает контакт с окружающими, вполне возможно, что именно сейчас появится первый друг;
  • не способен долго удерживать внимание на одном предмете или игре.

Дисциплина для двухлетнего крохи – понятие весьма далекое, ведь у него много энергии, а вокруг столько интересного. Трудно заставить маленького непоседу усидеть на месте даже несколько минут. Зная особенности своего малыша, не стоит брать его в длительные поездки или на мероприятия, где нужно сидеть час и более. Однако ребенок уже способен пойти на компромисс, с ним вполне можно «договориться».

Социально-бытовые навыки

Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:

  • держит ложку и самостоятельно аккуратно ест, не пачкаясь и не роняя пищу;
  • самостоятельно умывается, моет руки;
  • чистит зубы пока что с помощью взрослого;
  • сам натягивает шапку, носки, варежки;
  • пытается надеть колготки или кофту, ботинки, но чаще путается, засовывая обе ноги в одну штанину, путая левую и правую ноги;
  • способен контролировать свои физиологические способности: просится на горшок, однако долго терпеть еще не может (ночные потребности также остаются бесконтрольными).

Познавательные навыки. Мышление

Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:

  • различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
  • самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
  • различает до 8 цветов;
  • сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
  • знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
  • повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
  • легко складывает матрешку или один предмет в другой;
  • собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.

В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде.

Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют. Сейчас самое время подумать о раннем развитии, выбрав для обучения одну из подходящих методик: Железновых, Сесиль, Домана или любую другую.

Видео: Развивающие игры с двухлетними детьми.

Если относительно темпов развития малыша остаются какие-то сомнения и вопросы, лучше проконсультироваться с врачом-неврологом, который вовремя определит отклонения и возможную задержку в развитии, даст рекомендации и назначит лечение.

Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:

Что должен уметь ребенок в 2 года

Итак вы уже готовы отмечать свой второй юбилей.. С чем мы вас и поздравляем.

Что умеет малыш в 2 года? Каково его физическое, эмоциональное, познавательное развитие? На эти и другие вопросы мы вам дадим ответы.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В ДВА ГОДА

Речевые достижения ребенка двух лет

— В словарном запасе до 200-300 слов.
— Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
— Облегченные слова заменяет правильными.
— Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
— Может называть себя в третьем лице.
— Задает вопросы.
— Называет предметы на картинке.
— Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

— Эмоционально уравновешен в течение дня.
— В хорошем настроении при своих умелых действиях.
— Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
— Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
— Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
— Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
— Плачет при уходе мамы, при обиде.
— Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

— Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
— Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
— Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
— По образцу находит предмет того же цвета.
— Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Физическое развитие ребенка в два года

— Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
— Поднимается и спускается по лестнице.
— Подпрыгивает.
— Меняет темп движения: ходьбу на бег.
— Удерживает мяч одной или двумя руками.
— Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки малыша в 2 года

— Ест аккуратно, не роняя пищу.
— При умывании трет ладони, часть лица.
— Вытирается с помощью взрослого.
— С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
— Частично раздевается.
— Контролирует физиологические потребности.

Игровые навыки ребенка двух лет

— В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
— В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
— Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
— Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 2-го года жизни.

Расширяйте у ребенка словарный запас, постепенно вводите в его речь прилагательные и другие части речи. Помогайте ему строить фразы, исправляйте его неправильную речь, не используйте при разговоре с ним «детский» язык. При общении следите за своей речью, звуки и слова произносите четко и ясно, не сюсюкая. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и легкие слова, которые ребенок может повторить.

Занимаясь с малышом, произнесите несколько раз нужное слово, пусть он покажет по вашей просьбе тот предмет, который вы назвали, затем попросите его самого назвать это слово. Отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос.

Общайтесь с малышом неторопливо, без лишнего шума. Имейте в виду, что речь у детей развивается по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Уделите внимание развитию мелкой моторики рук: специалисты считают, что с движением рук особенно тесно связано формирование речи малыша. Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

Игры и упражнения для ребенка в 2 года

— катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусинки, шарики;
— указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— сжимать и разжимать кулачки;
— отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и все пять;
— махать в воздухе только пальцами;
— хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
— собирать все пальцы в щепотку (» пальчики собрались вместе, а затем разбежались»);
— складывать матрешку;
— рисовать пальчиковыми красками;
— разминать пальцами пластилин, глину;
— рисовать карандашом.

Игрушки для ребенка в 2 года

Играйте вместе с ребенком, побуждая его к развитию сюжетной игры. Не стесняйтесь громко и выразительно лаять и мяукать, квакать и хрюкать. Для игр купите разнообразные игрушки: собачек, кукол, пирамидки, мячи, машинки, заводные игрушки, несложный строительный материал.

Учите различать предметы по цвету, форме, объему.

Поощряйте контакт малыша с другими детьми, его стремление поделиться с ними своими игрушками, сладостями. Хвалите ребенка за его достижения, разделяйте его радость от первых успехов и самостоятельных действий.

Создавайте дома атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у маленького человечка чувства защищенности, уверенности, безопасности. Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу, давайте ему понять, что вы любите его и беспокоитесь о нем.

Не наказывайте ребенка. Проявление жестокости может повредить его развитию. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к агрессивности по отношению к другим. Но приучайте малыша к дисциплине. Установите простые правила, которые он должен соблюдать. Не требуйте от него чего-то нереального.

Совершенствуйте ходьбу ребенка — учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.

Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.

И последнее. Дорогие мамы, помните, что ребенок — не машина, а маленький человечек, который только-только встал на ножки и с усердием пытается всему научиться. Не торопите его, ведь новые умения осваиваются постепенно, не за один день.

Совершенствуйте ходьбу ребенка — учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.

Ссылка на основную публикацию