Содержание
- 1 Пальчиковые Игры Для Детей 3 4 Года
- 2 Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду
- 3 Пальчиковые игры для дошкольников младшей группы
- 4 Развивающие пальчиковые игры для детей 3-4 лет
- 5 Польза пальчиковых игр для детей
- 6 Обзор пальчиковых игр для детей
- 7 Советы по проведению пальчиковых игр
- 8 Пальчиковые игры для детей – видео
- 9 Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
- 10 Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
Пальчиковые Игры Для Детей 3 4 Года
Пальцы делают зарядку,
(Четыре ритмичных хлопка ладошками.)
Чтобы меньше уставать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
А потом они в альбомах
(Трясем ручками в воздухе.)
Будут снова рисовать.
(Хлопаем в ладоши.)
Жил да был веселый гном
(Дети поднимают руки над головой, изображая колпак.)
С круглыми ушами.
(Описывают вокруг ушей большие круги.)
Он на сахарной горе
(Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник.)
Спал под воротами.
(Пальцы изображают ворота.)
Вдруг откуда ни возьмись
(Руки высоко подняты над головой.)
Скушать гору он хотел,
(Движения, будто едим руками.)
(Хватаем воздух ртом и надуваем щеки.)
Ну а что веселый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома.)
Игра проходит за столиком. Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.
Слон огромный, как скала.
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Ну а мышка? Ох, мала!
(Опустить руки вниз, пальцы сложить щепоткой.)
Если б стала со слона,
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Кошку съела бы она!
(Хлопок в ладоши.)
Холодно. Зима. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
(Поднести сложенные пальцы ко рту и согревать их своим дыханием.)
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках.)
Указательный палец шепчет тихонько:
А вдруг пойдет снег?»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец на обеих руках.)
Средний палец ворчит:
От ветра я оглох!»
(Сгибать и разгибать средний палец на обеих руках.)
Здоровяк большой палец восклицает:
Жаль, я не в сапогах!
Дайте мне кожух!»
(сгибать и разгибать большой палец на обеих руках.)
На лужок пришли зайчата,
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(Соединяем пальцы обеих рук под текст потешки, стучим друг о друга.)
Постучался о порог.
(Кулачки стучат друг о друга.)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжимание кулачков.)
Буду маме помогать,
(Трем кулачки друг о друга.)
Буду сам белье стирать:
Мылом мою я носки,
(Провести кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки,
(Трем кулачками друг о друга.)
Сполосну носки я ловко
(Двигаем кистями вправо и влево.)
И повешу на веревку.
(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)
«Пальчик-мальчик» (объяснение правил поведения за столом)
(Дети загибают первый пальчик.)
(Дети загибают второй пальчик.)
(Дети загибают третий пальчик.)
(Дети загибают четвертый пальчик.)
Пел, пел и уснул.
(Все пальцы сжаты в кулак.)
Наши алые цветки
(Ладони соединить лодочкой перед собой — «молитвенная поза».)
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)
Ветерок чуть дышит,
(Подуть на руки-»цветки».)
(Подвигать пальцами вперед-назад.)
Наши алые цветки
(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой — «молитвенная» поза.)
(Покачать ладони вправо-влево.)
(Положить голову на сложенные ладони.)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
Спал под воротами.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду
Пальчиковые игры для дошкольников младшей группы
Маланья
Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.
У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей, Показывают пальцы.
Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.
Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. Показывают загаданное действие.
У бабы Фроси
У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.
Баба тесто месила, Руки «месят тесто».
Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».
Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».
Внучат кормила. Руки «раздают миски».
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.
На постой
Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.
Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.
Солдаты. Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы.
Дети. Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.
Мама. Что, дети? Постукивают безымянные пальцы.
Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Мама. Спросите у папы! Постукивают безымянные.
Дети. Папа! Постукивают мизинцы
Папа. Что дети? Постукивают средние.
Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Папа. Впустите! Постукивают средние.
Дети. Входите! Постукивают мизинцы.
Солдаты. Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)
Гости
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.
Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.
Гости едут! Постукивают мизинцы.
Ну и что? Постукивают указательные.
Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.
Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.
Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.
Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.
Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.
Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.
Но я его поймала, Опускают вниз.
Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.
Вправо шарик, влево шарик – Плавно поднимают руки вправо, затем влево.
Мой светящийся фонарик.
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.
Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.
Будь со мной, не улетай!
Дождик
Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.
Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.
От дождя себя укроем.
Петушок
Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.
Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.
Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.
Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.
Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.
На полянке у реки
На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.
На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.
И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.
Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.
Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.
Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.
Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.
Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.
Глазки закрывают. Закрывают глазки.
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.
Ходят весело гуськом Топают ножками.
Без сапожек, босиком.
Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.
Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.
Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.
На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.
Ходит утка по дорожке,
Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.
Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет.
Зайка по лесу скакал
Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.
Игра со снегом
Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.
Мышки
Маленькие мышки Дети встают в круг.
Собрались возле норки.
Маленькие мышки Выполняют соответствующие движения.
Доели сыра корку.
Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.
Мишки
Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.
Шишки собирает Имитируют собирание шишек.
И . в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.
Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.
И ногою — топ! Топают ногами.
Котята
Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,
руками имитируют лапки.
Тихонько ступают, мышек не пугают.
Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.
Спать легли котятки, спрятали царапки,
Лошадка
Веселая лошадка по полю гуляла, Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.
По полю гуляла, весело скакала.
Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.
Грустной стала лошадка —
Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.
Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.
Хороша теперь подкова.
Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.
По полю гуляла, весело скакала.
У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.
У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.
Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.
Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.
Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».
Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.
И тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.
К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.
Медведь по лесу бродит
Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.
И в рот к себе кладет,
Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.
А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.
Обезьянки
Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.
Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.
Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.
На пол руки положили, Встают на четвереньки.
А теперь на четвереньках,
Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.
А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.
Посидим, играть пойдем.
Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.
По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.
Рыбка
Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.
В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.
Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.
Папы, и мамы, и малыши.
Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.
Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.
Убегает от беды.
Развивающие пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.
Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.
Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.
Польза пальчиковых игр для детей
- Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
- Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.
- Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
- Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
- Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы научите ребенка рисовать, малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.
Обзор пальчиковых игр для детей
Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль.
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.
Вкусные торт
Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.
К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу.
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.
Новогодний стишок
Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!
Вкусная каша
Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.
Милый зайчонок
Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.
Лепим вместе
Займитесь с ребенком лепкой из пластилина. Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка лепкой из теста. Это не только полезно, но и вкусно.
Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.
Советы по проведению пальчиковых игр
- Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. Пальчиковые игры для детей 1-3 лет более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
- Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
- Со временем усложняйте стишки и движения.
- Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.
Пальчиковые игры для детей – видео
Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.
Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.
Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Пальчиковая гимнастика
Методические указания
Нос пятачком.
Поглаживают кисти левой руки.
Ребром ведущей руки ведут по столу.
Показывают указательные пальцы обеих рук.
Ставят кулачок на кулачок и на нос.
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке –
По кривой дорожке.
Ребром ладони изображают движение по кривой по столу.
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Пять и пять моих ловких пальчиков.
Хлопают в ладоши.
Здесь и далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук.
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки
И один калач купил.
Про себя не позабыл,
Подсолнушки!
Пальцы левой руки «играют».
Пальцы правой руки «играют».
Показывают 10 пальцев.
Показывают соответствующее количество пальцев.
Отрицательное движение головой.
Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу.
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.
Ребенок водит ладошками по плоскости стола.
Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду.
Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.
К (имя ребенка) гости прибежали,
Все друг дружке руки жали.
Не хотите ль пирожок?
Вот драже вам на дорожку,
Все берите понемножку!
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко.
Ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев.
Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальцев.
Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальцев и мизинчиков.
Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка.
Ребенок показывает раскрытые ладони.
Ребенок сжимает ладошки в кулачки.
Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по ним, изображая сыплющееся драже.
Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже.
Ребенок энергично трясет кистями рук.
Ребенок хлопает в ладоши.
То-то стало весело!
Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.
Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Ох.
Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши.
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарочки принес.
Дал огромные пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.
Наши алые цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Головой качают.
Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».
Утро раннее настало,
Солнце из-за леса встало.
— Вставай и ты, крошка – Мирошка!
— Доброе утро, Ладошка!
Все проснулись и потянулись.
Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.
Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки.
Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки.
Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки.
Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки.
Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки.
Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке.
Ребенок поднимает руки и тянется вверх.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели, нет игрушки,
Сели и заплакали…
Пекла бабушка оладушки,
Всем детишкам раздала.
Ребенок вытягивает перед собой обе руки.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.
Ребенок вытягивает руки вперед и в стороны и слегка кланяется.
Звонок: «Дзи-и-инь!»
Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба.
Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.
Ребенок указательным пальцем указывает на рот.
Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.
Гномы гостей угощали.
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могу взять даже ложки!
Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем.
Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика.
Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев.
Ребенок плотно соединяет ладошки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
А червячков уж нет!
Ребенок «идет» по столу средним и указательным пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.
Ребенок складывает пальцы щепоткой и качает ими вверх-вниз.
Ребенок раскрывает ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Ребенок разводит руки в стороны.
Ребенок сжимает кулачки и прижимает их к груди.
Шел человечек по улице.
Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке.
А потом и на левой ножке решил попрыгать.
Вот такой веселый человечек!
Стучать указательным пальцем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор вышли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.
Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.
Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.
Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.
Шел один я по дорожке,
Шли со мной мои две ножки.
Вдруг навстречу три мышонка,
Ой, мы видели котенка!
У него четыре лапки,
На лапках острые царапки.
Один, два, три, четыре, пять,
Нужно быстро убегать.
Ребенок показывает три пальчика.
Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.
Ребенок показывает четыре пальчика.
Ребенок «царапает» поверхность стола.
На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков.
Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.
Что-о-о-о-о.
Пальчики ребенка в это время «взъерошиваются», поднимаются, как волосы от испуга.
Жили-были в домике
Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.
Стали гномики стирать:
Мики умница был,
Всем водичку он носил.
Ребенок трет кулачки друг о друга.
Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
Мягко кошка, посмотри,
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки убегает.
Ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад.
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в нашей квартире.
В шкаф я вешаю рубашку,
А в буфет я ставлю чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Я сижу всегда на стуле,
На кровати я лежу.
А потом я с котом
Посижу за столом.
Чай с вареньем я попью.
Вот как я сейчас живу.
Ребенок на каждую строчку загибает пальчики, начиная с большого.
Ребенок попеременно хлопает в ладоши и стучит кулачками по столу.
Наши пальчики проснулись,
По ладошке побежали,
И устали. Сели отдыхать.
Ребенок выполняет указанные движения.
Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.
В поле каша росла,
К нам в тарелочку пришла.
Всех друзей мы угостим,
По тарелке всем дадим.
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
Всем дадим по ложке!
Ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки.
Ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки.
Загибать по одному пальчику на обеих руках.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж».
Летят осы вокруг носа, «с-с-с».
Летит комар, на лоб – оп!
А мы его – хлоп!
Дотронуться пальчиком до лба.
Слегка шлепнуть ладошкой по лбу.
На изогнутый сучок,
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
И молчок.
Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».
Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя.
Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этот маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи!
Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
Ребенок прячет большой пальчик в кулачок.
Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зареветь?
А комар забьет в него –
Не услышишь ничего.
Стучать большим и указательным пальцами друг о друга.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони лежат на столе, пальчики согнуты.
Кисти перекрещены; помахать ими.
Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения.
Кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты.
Открывать и закрывать «пасть крокодила».
Мишка косолапый по лесу идет,
И в карман кладет.
Вдруг одна из шишек
Прямо мишке в лоб,
И ногою топ.
Ручку сжать в кулачок.
Бить кулачком в лобик.
Голову поднять вверх и погрозить пальчиком.
Топнуть ногой.
Кто живет под потолком?
У него есть борода?
А манишка и жилет?
И давно он там живет?
Кто с ним утром кофе пьет?
Кто с ним бегает вдоль крыш?
Как же гномика зовут?
Он капризничает, да?
Никогда.
Выставить указательный пальчик.
Средний, безымянный и большой пальчики поджать, указательный и мизинец немного округлить.
Выполняется так же, как «кошка», только указательный палец и мизинец согнуты и немного приподняты вверх.
Помотать головой.
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
К крынке кошка подошла,
Сверху сливки полила.
Глубже сунулась в горшок:
Молочка напьюсь я впрок!
Что случилось: ой-ой-ой!
Кошка крутит головой,
Не уйти ей из горшка!
С головы горшок не слез,
С ним и убежала в лес.
Перебирать двумя пальчиками.
Сгибать и разгибать указательный пальчик.
Зажать указательный пальчик правой руки пальчиками левой.
Пытаться вытащить пальчик.
Быстро перебирать двумя пальчиками.
Раз цветочек, два цветочка,
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики!
Стучать кулачками друг об друга сверху.
Указательным и средним изобразить ножницы.
Бегать на месте.
Выставить два пальчика на обеих руках и наклонять кисти в разные стороны.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
И тюльпан в саду расцвел.
Ребра ладоней прижаты друг к другу.
Пальчики растопырены и смотрят вверх.
Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.
Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз.
Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.
Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали…
Еле-еле их разняли.
Положить кисти рук на плечи крест-накрест.
То же самое, только поменять ручки.
Пальчики сцепить в замок.
Разомкнуть пальчики.
У меня пропали ручки.
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
Показать ручки.
На лошадке ехали, до горы доехали.
На машине ехали, в город все приехали.
В паровозе ехали,
И домой приехали!
Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.
Где твои иголки?
Вот они!
Расцепить пальчики, но ладошки не разъединять.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними,
Да гляди, не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Стоять на правой ноге.
Выпрямить левую ногу, руки в стороны.
Аксёнова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед
Две сороконожки бежали по дорожке.
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
Ирина Федулова
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
У меня вторая младшая группа. Мы с детьми играем в пальчиковые игры. Деткам очень нравится играть с пальчиками. Многие дети плохо разговаривают, а пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Между речевой функцией и двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела,мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения,учит соблюдению речевых пауз,помогает избавиться от монотонности речи,нормализовать ее темп и формирует правильное произношение. Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых игр которые я использую в своей работе с детьми второй младшей группы.
Водичка-водичка — перебираем пальцами сверху вниз
Умой мое личико — умываем личико правой рукой и левой рукой
Чтобы глазки блестели — от носа вдоль глаз в стороны
Чтобы щечки краснели — подушечками пальцев стучим по щечкам
Чтоб смеялся роток — улыбаемся,руки возле рта
Чтоб кусался зубок — стучим зубками.
Большие ноги шли по дороге — поочередно правой и левой рукой (полной ладошкой)ударяем по столу
Топ- топ -топ — стучим ладошками по столу
Маленькие ножки бежали по дорожке -поочередно правой и левой рукой ударяем по столу (кончиками пальцев)
Топ-топ-топ-бьем по столу кончиками пальцев.
Как на горке снег-снег — руки вверх,пальчиками перебираем
И под горкой снег-снег — руки вниз, пальчиками перебираем
А под снегом спит медведь — руки под щеку
Тише-тише не шуметь -один пальчик к губам,затем указательным пальчиком машем в стороны.
Развитие мелкой моторики у дошкольников В играх с крышкам Дети составляют изображение по образцам и развивают мелкую моторику, Также дети учатся различать величину и цвет предметов,.
Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь — ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический.
Топ-топ-топ-бьем по столу кончиками пальцев.